Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana

Recommended Posts

Азербайджанская кухня.

 

Как известно, с древних времен человек вынужден был использовать те пищевые ресурсы, которые были доступны в местах его обитания. Человек всегда хотел, чтобы в той местности, где он постоянно жил, росли дикие злаки, годные в пищу и для посева, и обитали дикие животные, пригодные для одомашнивания.

Система питания древних тюрков (в том числе азербайджанцев) возникла под воздействием природно-климатической специфики Южного Кавказа. С давних пор равнинные районы Западного Прикаспия всегда отличались относительно теплым зимним климатом, который сменялся жарким летом. А в горных районах Южного Кавказа зима была холодная, а лето теплое. Таким образом, наличие зимних степных пастбищ и горных районов с превосходными альпийскими лугами способствовали возникновению на территории Южного Кавказа и сопредельных земель благоприятных условий для весьма раннего развития отгонного скотоводства. Вместе с тем, не нуждающиеся в искусственном орошении предгорные районы Южного Кавказа были весьма удобны для развития земледелия. Археологические материалы свидетельствуют о том, что уже во VI тыс. до н.э. на территория Южного Кавказа было развито земледелие и скотоводство.

Российская исследовательница К.Х.Кушнарева, сообщает, что на древнейшем поселении Узерлик - тепе в Мильской степи ею были обнаружены ямы для хранения зерна, а также ямы для содержания в зимнее время ягнят. Она пишет, что «это соответствует способу их содержания в Мильской степи в холодную пору и в настоящее время». К.Х.Кушнарева также сообщает, что в одном из домов поселения на Узерлик-тепе (II тыс. до н.э) археологи обнаружили «крупный горшок с зерном, ступки, зернотерки. Судя по находкам зерен пшеницы, ячменя, проса, косточек винограда, семян бобов, костей быков, козы-овцы, лошади, а также остаткам бронзолитейного и ткацкого дела, это было замкнутое натуральное хозяйство, обеспечивающее жителей этого поселения всем необходимым».

По сообщению античных авторов скифы (древние тюрки)  возделывали пшеницу, ячмень, просо, лук и чеснок, а собранный урожай ссыпали в ямы-зернохранилища. Необ­хо­димо отметить, что и в наши дни ямы-зернохранилища используются азербайджанцами для хранения зерна. Вот, что пишет об этих хозяйственных ямах, сооружаемых азербай­джанцами, живущими в Дагестане (терекеменцы) известный российский этнограф С.Ш.Гад­жиева в книге «Дагестанские терекеменцы»: «В числе хозяйственных сооружений тереке­менцев необходимо упомянуть и специальные ямы для зерна. Глубина такой ямы, круглой в плане, достигала 2 - 2.5 м. Ее стенки укрепляли слоем камыша, а дно выстилали толстым слоем соломы. Высыпали зерно в ямы обычно после его обмолота и просушки на току. Яму наглухо закрывали дубовыми досками и обмазывали сверху глиной. Без особой надобности ее не открывали до весны».

Издревле древним тюркам были  известны следующие способы приготовления мясных блюд:

- запекание туши с помощью раскаленных камней, забра­сываемых через горловину в брюшную полость животного;

- жарка на углях или в золе в яме, засыпанной землей ила заваленной камнями, на которых разводится костер;

- запекание туши на вертеле над огнем костра.

Интересные сведения о пище предков азербайджанцев мы находим в дневнике путешественника ХУ века испанца Руи де Клавихо. Руи Гонсалес де Клавихо в 1403-1406 годах по поручению своего патрона кастильского короля Генриха III в составе посольства прошел дальний путь от Кастильи до Самарканда. Де Клавихо отмечает, что находясь в двух днях пути от Тебриза, посланники имели возможность познакомится с народом, которых он называет «туркоманы». Вот что пишет в своем дневнике Руи Гонсалес де Клавихо: «Нам из каждого селения выносили угощение. А обычай у них был такой, когда к ним приезжали гости и, спешившись, усаживались на ковры, которые для них стелили прямо в поле в тени под деревьями, то из каждого дома быстро несли еду - хлеб, кто кринки с кислым молоком или другие кушания, которые они  обычно готовили из риса или теста. А если гости там хотели остаться на несколько дней, то им предлагали много мяса. А скота у них много: баранов, верблюдов и лошадей. Они народ трудолюбивый и хорошие наездники, стрелки из лука и храбрые воины. Если есть обильная еда, они едят, а если нет, то обходятся без хлеба, только молоком и мясом; и очень привычны к мясу, но могут жить и без него. Когда у них есть мясо, едят его много, а когда нет довольствуются водой, вскипяченной с кислым молоком, которого у них достаточно. Это кушанье они делают так: берут большой котел с водой и, когда вода закипит, берут куски кислого молока, подобно сыру, кладут в кринку, разводят горячей водой - и выливают в котел. Потом они делают из муки очень тонкие лепешки, режут их мелко и также бросают в котел. Когда немного прокипит, снимают с огня. Одной кринкой этого кушанья, без хлеба и мяса, они вполне обходятся. А это кушанье, которое я описал, они называют аш».

Указание Де Клавихо о том, что это блюдо у «туркоманов» называется «аш», видимо, можно объяснить тем, что это слово, как и в средние века, в языке многих тюркских народов является общим названием любого блюда и чаще всего используется в значении еда. В языке азербайджанцев в настоящее время «аш» одно из названий известного многим народам блюда - плова. У замечательного тюркского ученого XI века Махмуда Кашгари в словаре « Дивани лугат ат - турк» записано, что - аш - еда; ашлыг - зерно, злаки, хлеб; ашчы – повар.

Через полтора столетия в 16 веке в Азербайджане побывал английский путешественник Энтони Дженкинсон. Будучи в Шемахе Э.Дженкинсон был приглашен на обед к Абдулле хану. Э.Дженкинсон пишет , что «на  следующий день 19 ч. я был приглашен явиться к королю, по имени Абдул-Хану.  20 числа я явился к нему; он принял меня очень ласково. Он пригласил меня к обеду и велел сесть недалеко от себя.

Пол внутри павильона покрыть богатыми коврами, под самим Ханом лежит квад­ратный ковер, вышитый золотом и серебром, на нем лежат 2 такие же подушки. Государь со своими знатными сидел скрестивши ноги, но заметив, что мне так сидеть трудно, его высочество велел подать стул и пригласил меня сидеть на нем, как я привык. Когда наступило обеденное время, разостлали на полу скатерти, подали блюда и расставили их в ряд с различными кушаньями; число блюд доходило, как я сосчитал, до 140; их уносили вместе со скатертями, а приносили другие фрукты разные и пр. блюда, числом до 150, так что всего подано было за 2 раза 290 блюд. По окончании обеда и пиршества хан сказал мне: Quoshe quelde, т. е. я рад тебе.»

В 1634 году в составе голштинского посольства  в Азербайджан прибыл Адам  Олеарий, который затем в своих мемуарах описал некоторые стороны азербайджанской кухни:  «Угощение состояло из 4 блюд, наполненных нарезанной в виде небольших кружков и жареной на деревянных вертелах бараниной, нескольких кусков белужины, творогу и нескольких посудин с рисом, сваренным с крупным изюмом и выложенным вареной бараниной».

Как мы можем  догадываться, в меню обеда, данного в честь голштинского посольства,  среди прочих угощений  были включены  шашлык, а также – плов.

Далее читаем у А.Олеария: «После того как они в течение трех часов слушали музыку, вновь было подано на стол; между другими кушаньями поданы были вареная целая баранья печень и овечий хвост [курдюк], весивший 5-6 фунтов и состоявший из чистого жира. Эти кушанья один из кравчих (их теперь пришло трое), сильно посолив их, очень мелко изрубил и смешал; с виду это была серая кашица,  но на вкус она была вовсе не плоха…». Здесь мы на­ходим одно из первых упоминаний европейцами другого азербайджанского нацио­наль­ного блюда – багырбейин или езмя. Это блюдо также знакомо многим тюркским народам.

          Далее А.Олеарий пишет, что будучи в Шемахе членов голштинского посольства пригласил на обед купец по имени Новруз (у А.Олеария –Наурус). А.Олеарий так описывает этот обед: «В доме, где происходило угощение, внутри все стены были завешаны персидскими и турецкими коврами. Купчина перед двором вышел навстречу послам, принял их весьма любезно и повел их вверх, через две великолепные комнаты, сверху, внизу и с боков одетые в великолепные ковры, – в помещение, обитое золотою парчою. В каждом помещении для нашего удобства, – поставлены были столы и скамейки, покрытые великолепными коврами. Столы были уставлены садовыми плодами и сластями: виноград, яблоки, дыни, персики, абрикосы, миндаль, два рода изюму (один из них представлял небольшие белые и очень сладкие ягоды без косточек), лущеные большие грецкие орехи, фисташки, всевозможные в сахаре и меду вареные индийские чуждые фрукты стояли на столе, покрытые шелковыми платками. Когда мы сели, сласти были открыты, нас попросили, есть и поили очень крепкой водкою, медом и пивом. После того как нас таким образом 2 часа угощали, по общему обыкновению сласти были убраны, стол накрыт для кушаний и уставлен различною едою в серебряных и медных луженых блюдах. Все блюда были наполнены вареным рисом различных цветов, а на рис были положены вареные и жареные куры, утки, говядина, баранина и рыба; все это были кушанья, хорошо приготовленные и вкусные. Они за столом не пользуются ножами  и поэтому учили нас, как нам, по их способу, делить мясо руками и кушать. Впрочем, куры и другое мясо обыкновенно до подачи на стол поваром разделяются на удобные куски. Рис, который они едят вместо хлеба, они берут большими пальцами, иногда и всей пригоршнею, с блюда, кладут на него кусочек мяса и все это несут ко рту. При каждом столе стоял суфреджи, или кравчий, который небольшой серебряной лопаточкою при помощи руки брал кушанья из больших сосудов, в которых они подавались, и перекладывал на небольшие блюда; иногда на одном блюде на рисе оказывались одновременно разложенными четыре или пять разных кушаний. Обыкновенно на двоих, но в некоторых случаях и на троих, подается одно подобное блюдо с кушаньями. Во время обеда пили очень мало, но тем более после него. Наконец каждому в фарфоровой чашке дана была для питья горячая черная жидкость kahawe [кофе]».

В словаре Махмуда Кашгари зафиксированы названия многих пищевых продуктов и блюд, которые под теми же названиями сохранились до сих пор в языке большинства современных тюркских народов, в том числе и в языке азербайджанских тюрков. Слова сюд - молоко, агуз-молозиво, айран - разбавленное водой кислое молоко, катык -кислое молоко, йаг - масло, кымыз -кумыс, гаймак -густые сливки, сюзме -сцеженный катык, гурут - сушенные творожные шарики, бал-мед, бекмез -виноградный сироп, чахыр -вино, сирке-уксус, черек-хлеб, эппег-хлеб, йуха-пресная тонкая лепешка, комач- лепешка, выпекаемая в золе, катма йуха -слоеная лепешка, жаренная в масле, арпа- ячмень, туги-очищенное от шелухи просо (рис), ун-мука, дюрмек -масло с сыром, завернутые в тонкую лепешку, йарма-крупа, кавурмаг-жареная пшеница, гоурма- жареное мясо баранины, гыйма-мелко нарезанное жаренное мясо, буглама-мясо, сваренное на пару, кюллеме -мясо, запеченное в золе, были известны еще тысячу лет тому назад предкам современных азербайджанцев, турков и туркмен и были включены в словарь Махмуда Кашгари с пометой "огуз", то есть эти слова взяты им из лексики огузских тюрков.

Что касается блюда, описанного Руи де Клавихо, во времена Махмуда Кашгари это блюдо называлось тутмач – «мучное блюдо, вид лапши». В словаре М.Кашгари отмечено, что тонкие лапшинки, используемые при приготовлении тутмача у огузов назывались тутмач чопи.

Письменные данные позволяют более или менее детально восстановить основные особенности пищи предков азербайджанских тюрков, турков, туркмен, гагаузов - огузов. Пищей для огузов в основном служили молочные продукты, мясные блюда, мучные изделия и съедобные дикорастущие травы. В их рационе преобладало овечье, кобылье и верблюжье молоко, из которого они приготовляли различные кушанья и напитки. Масло сбивали в кожаных мешках и глиняной посуде из разбавленного водой катыка. Остаток в виде айрана употребляли в качестве напитка. Свежий катык, высушенный на солнце, назывался гурут. В качестве хмельного напитка служил кумыс, который изготовляли из кобыльего молока. Мясо приготовлялось в отварном и жареном виде, причем на мясном бульоне варили суп под названием шорпа. Лакомым блюдом считался готовившийся на вертеле (шиш) шашлык. Был еще вид шашлыка из кусков баранины, завернутых в шкуру и испеченных в горячей золе (кюллеме). Немалое место в их рационе занимали зерновые продукты и хлеб.

Необходимо отметить, что для современной кухни большинства тюркских народов характерно использование преимущественно бараньего мяса, и абсолютное исключение свинины. Излюбленным праздничным блюдом у многих других современных тюркских народов является шашлык. Древним тюркам были известны несколько способов приго­тов­ления шашлыка. Наиболее древним способом приготовления мяса является кюллямя или гую кабабы. Для приготовления кюллямя тушу барана заворачивали в его шкуру и зарывали в яму, наполненную золой и горячими углями. Яму засыпали тонким слоем земли, сверху разводили огонь, через три часа откапывали, вынимали из шкуры мясо и подавали к столу. Исследователь материальной культуры турецких крестьян известный российский этнограф В.П.Курылев сообщает, что «в Центральной Анатолии готовят тандыр кебабы. В этом случае баранину жарят, подвешивая в раскаленном тандире. Чевирме кебабы делают также из цельной бараньей туши,в живот которой защиты перец, соль и различные пряности.Тушу нанизывают на большой вертел и обжаривают на огне. Шишкебаб - это блюдо из баранины, напоминающее шашлык».

Тюркские народы широко используют различные изделия из молока и молочные продукты для приготовления супов, каш и мучных блюд. Гатык, гаймаг, йаг, айран, сюзьма, гурут и другие молочные продукты тюркские народы используют не только как полу­фабрикаты, но и как самостоятельные кушанья с хлебом. Большинство молочных изделий получаются посредством закисания молока, причем приемы закваски у всех тюркских народов сходные. Системы питания современных тюркских народов объединяют, кроме этого общие принципы заготовки впрок мясо - молочных продуктов. Например, издавна они на зиму из баранины готовят говурму. Говурма это обжаренная в казане баранина, которую хранят в глазированном изнутри кувшине -кюп. Уложенную в кюп жаренную баранину заливают сверху бараньим жиром. В зимнее время из говурмы готовят различные блюда. В.П.Курылев пишет, что «турецкие крестьяне заготавливают мясо на зиму. Обычно они делают это осенью, когда скот упитан. Наиболее распространена обжаренная на противне ба­ра­нина - кавурма. В деревнях вилаета Иозгат на зиму заготавливали нарубленную мелкими ку­сочками и прожаренную в сале баранину, которую называли кыйма. Баранину, также про­жаренную в сале, но нарубленную крупными кусками с костями, называют сызгыт».

Секреты консервирования впрок других мясных изделий (бастурма, долдурма, суджук – колбаса) современные тюркские народы также переняли у своих предков - древних тюрков. Наши предки издавна заготавливали впрок и молочные продукты. По мнению этнографов, наиболее древним молочным продуктом заготавливаемым на зиму был гурут. Гурут заготавливали обычно летом и осенью. Сюзьму-сцеженный гатык и соль размешивали, формировали из нее небольшие шарики и раскладывали их, накрыв марлей, на солнце. Через несколько дней гурут был готов. В зимнее время гурут растворяли в горячей воде и использовали при приготовлении различных блюд. Тюркские народы на зиму заготовляли сыр и масло. По словам С.Ш.Гаджиевой азербайджанцы, живущие в Дагестане, для длительного хранения готовили несколько видов сыров. Она пишет, что «для шора из гатыка готовили творог, его хорошо сцеживали, потом, придав ему форму чурека, ставили на долгое время под пресс. Хранили его, зарыв в соль. Потом по мере надобности вытаскивали из соли, натирали на специальной терке. В полученную массу (примерно 15-20 кг) добавляли семена особых ароматных трав – «гара черек» - растения, специально высеваемого терекеменцами для приправы сыра. Добавив воды, а иногда еще немного свежего творога и тщательно перемешав всю массу, ее перекладывали в бурдюк - мутал или тулуг для хранения».

В.Л.Курылев сообщает, что турецкие крестьяне сыр делают прямо из йогурта. Его сцеживают, полученную массу солят и кладут в бурдюк до зимы. В Западной Анатолии сыр хранят под гнетом в кувшинах, которые закапывают в землю. Турецкие крестьяне полностью используют все отходы, получаемые в процессе приготовления молочных продуктов. Для производства и хранения этих продуктов в деревнях широко употребляли посуду, сделанную из желудка, шкуры или кожи животных.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в основе системы питания большинства современных тюркских народов (в том числе азербайджанцев) лежит  древнетюркская переднеазиатская система питания.

 

https://www.youtube.com/watch?v=-XjdKxakRPI

 

 

 

Link to post
Share on other sites

Азербайджанское блюдо хашлама. Замечательный азербайджанский кулинар Сталик Ханкишиев  знакомит нас со своим вариантом хашламы:

https://www.youtube.com/watch?v=Fh1Ne9UgleI

Link to post
Share on other sites

Азербайджанское блюдо кюфта-бозбаш. Замечательный азербайджанский кулинар Сталик Ханкишиев  знакомит нас со своим вариантом этого азербайджанского блюда:

https://www.youtube.com/watch?v=7YNDS-rGbiU

Link to post
Share on other sites

Азербайджанское блюдо кюфта-бозбаш. Замечательный азербайджанский кулинар Сталик Ханкишиев  знакомит нас со своим вариантом этого азербайджанского блюда:

https://www.youtube.com/watch?v=7YNDS-rGbiU

Link to post
Share on other sites

Азербайджанское блюдо пити. Замечательный азербайджанский кулинар Сталик Ханкишиев  знакомит нас со своим вариантом этого азербайджанского блюда:

https://www.youtube.com/watch?v=-DSq0-i0olU

Link to post
Share on other sites
  • 4 years later...
  • 3 months later...

В Шамкире по одно блюдо, довольно простое, отварное мясо,, бульон и зелень, сушенная (кяклик оту)

Как называется, я забыл

Кто напомнит?

 

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Our picks

    • Письмо от Коли Бакинского тезке Николу Пашиняну
      Уважаемый Никол Воваевич,
       
      Пишу Вам из Баку со словами благодарности и поддержки, так как уверен, что Вы очень много сделали и хотели сделать для своего народа, да и моего тоже, но, в силу объективных и субъективных факторов, Вам это не удалось. Прошу Вас, не отчаивайтесь, с кем не бывает. Главное - благие намерения, хотя ими и вымощена дорога в ад.
      Я искренне не понимаю того оголтелого фанатизма и национализма на сказочно красивой Театральной площади (как многим известно, Ереван - это маленький Париж, правда, очень маленький, может, и не Париж вовсе, но тоже сойдёт), что мне, к глубокому прискорбию, пришлось наблюдать через российские СМИ. Как эти недальновидные, даже где-то, может быть, тупые люди не понимают, что Вы сделали очень решительный, мужественный шаг и остановили войну, и тем самым спасли столько жизней.
      • 1 reply
    • Азербайджанские войска вошли в Кельбаджар ОБНОВЛЕНО 25 Ноября 2020, 01:04  |   12292 просмотров Подразделения Азербайджанской армии вошли на территорию Кельбаджарского района. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Минобороны Азербайджана.
      «Согласно трехстороннему Заявлению, подписанному Президентами Азербайджанской Республики, Российской Федерации и премьер-министром Республики Армения, подразделения Азербайджанской Армии 25 ноября вошли в Кельбаджарский район.
      Для обеспечения движения наших подразделений в этом направлении завершены инженерные работы, производится разминирование и подготавливаются труднопроходимые горные дороги по маршруту движения войск.
      В течение дня будут представлены фото и видеоматериалы из Кельбаджара», - говорится в сообщении.
      https://haqqin.az/news/194630
        • Milli
        • Upvote
        • Like
      • 1,004 replies
    • Здравствуйте, дорогие читатели форума!
       
      Меня зовут Гаджиагаева Айсель.
       
      Я педиатр и консультант по грудному вскармливанию в БАКУ. Я являюсь создателем проекта "ANALIQ MƏKTƏBİ" и администратором соответствующей страницы в Инстаграме и Фейсбуке, а так же канала в Telegram'е. Целью моего проекта является просвещение матерей в вопросах грудного вскармливания и педиатрии. Я уже помогла сотням матерей на бесплатной основе онлайн. До начала карантина с сентября 2019 года и до середины марта 2020 года я проводила бесплатные семинары для беременных и матерей новорожденных детей для просвещения и помощи, а так же для длительного успешного грудного вскармливания.
       
      Будучи педиатром с высокой квалификацией, я принимаю пациентов в частной в клинике, а так же на дому пациента платно. Стоимость выезда на дом зависит от места жительства пациента (в частности, от расстояния, на которое нужно ехать). Ко мне  так же можно обращаться через Whatsapp по номеру (070)9909887. Платные консультации онлайн так же возможны.
      И так, к этой теме я буду публиковать важную информацию о грудном вскармливании. Публикации будут на обоих языках. Можете смело задавать вопросы, связанные с кормлением грудью. Всё,  на что будет возможно ответить онлайн, я объясню. О дальнейших шагах можно поговорить лично.
       
      На вопросы о здоровье и развитии ребенка отвечаю только после обследования малыша.
       
      Так же очень хотелось бы начать проводить встречи группы поддержки ГВ. Всё жду конца карантина для этого...
       
      И так, начнем!
      • 0 replies
    • Ədv Geri Al
      Artıq ticarət və iaşə obyektlərində ödənişlər zamanı tutulan əlavə dəyər vergisini (ƏDV) geri almaq mümkündür.
      BAKU.WS xəbər verir ki, qanunun bu tələbinin həyata keçirilməsi üçün proses tamamlanıb.
      Müştəri ƏDV-ni geri ala bilmək üçün ilk öncə edvgerial.az saytından qeydiyyatdan keçməlidir.
      Qeydiyyatdan keçərkən sizə şəxsiyyəti təsdiq edən sənədin FİN-i, doğum tarixi və mobil nömrə lazım olacaq. 
      Qeydiyyatdan keçdikdən sonra əməliyyatları həyata keçirə bilərsiniz.
      https://edvgerial.az/az
        • Like
      • 1,351 replies
    • Готов ли Азербайджан к новому отопительному сезону?
       Отопительный сезон ежегодно стартует в Азербайджане 15 ноября, а в горных и предгорных областях еще раньше - с первого ноября. Но тепло, к сожалению, доходит далеко не до всех жилых домов даже в самый разгар отопительного сезона, и потому эти даты многим жителям страны вообще ни о чем не говорят.
       
      В этом году по всей республике отопление получат 3850 жилых зданий, рассказал Sputnik Азербайджан начальник абонентской и клиентской служб ОАО Azəristiliktəchizat Рафиг Алиев.
       
      В прошлом году цифра была чуть меньше - 3830, тем самым налицо, пусть и небольшое, но увеличение числа жилых зданий, обеспеченных отоплением. В рамках программ социально-экономического развития регионов растет число домов с отоплением и в районах республики. Трудности с подачей тепла в дома, по словам Алиева, связаны с рядом причин.
      В настоящее время идет работа по ремонту и переустановке отопительного оборудования, чтобы подключить к централизованной системе отопления старые жилые дома. Кроме того, продолжается строительство и модернизация котельных, а также прокладка новых линий между дворами и кварталами.
       
      Обеспечить теплом все дома одновременно невозможно, замечает Алиев. Эти работы ведутся по мере выделения средств в соответствии с существующей государственной программой.
       
      При этом он указал, что в прежние годы жильцы некоторых зданий во время ремонта в своих квартирах перекрыли или вовсе отрезали отопительные трубы. И теперь, чтобы восстановить подачу тепла в квартиры, они должны будут сами их отремонтировать. В рамках госпрограммы средства на восстановление линий подачи тепла в квартирах не выделяются.
       
      Представитель структуры утверждает, что в течение отопительного сезона с помощью 550 котельных ОАО теплом будут обеспечены 3850 жилых зданий, 290 школ, 150 детских садов, 160 медучреждений и около 1600 объектов социального и хозяйственного назначения.
      Обеспечение теплом старых домов требует очень больших средств, сказал в свою очередь эксперт в сфере жилья и недвижимости Рамиль Османлы. Поэтому правительство решает эту проблему поэтапно в рамках реализации государственных программ.
      • 234 replies
    • Атавизм оставшийся от бессмысленной и беспощадной борьбы с коронавирусом это отсутствующий городского транспорта по выходным
      Вопросов два: в чем смысл и доколе
       
      Вторая проблема это  алиэкспресс, нас всех лишили возможности покупать многое по примлемым ценам
      как это бьет по нашему карману, не стоит даже говорить.
       
      И третья проблема комендантский час. Сумасшедшие пробки с 5 вечера, незаконное удержание в кпз нарушителей. Все это по крайней мере странно
      Посты имеют место быть, правда единственная польза от них. это то что они реально обыскивают машины.  Возникает вопрос, если взрывчатку  невозможно провезти ночью что мешает  сделать это днем. 
       
      В сухом остатке от этих мер мы все имеем только головную боль.  Очень хочется попросить ответственных лиц хоть как то показать пользу от принятых мер.
       
       
      • 43 replies
    • Мониторинг ОПЕК+ назвал риск ухудшения ситуации на рынке нефти
       
      Неопределенность на рынке нефти возрастает в связи с началом второй волны коронавируса, в ОПЕК+ допускают замедление темпов восстановления экономики.
      Как передает Report, об этом говорится в проекте коммюнике мониторингового комитета ОПЕК+, заседание которого проходит в эти часы.
      "Комитет отмечает, что первые признаки восстановления мировой экономики были нивелированы возросшим числом заболеваний коронавирусом в странах - потребителях нефти", - говорится в проекте документа. В нем отмечается, что волна коснулась Северной и Южной Америки, Азии и Европы. "К зиме некоторые регионы мира могут быть снова закрыты на карантин полностью или частично, что подвергает спрос на нефть большому риску", - отмечается в документе.
      Рыночные условия в проекте коммюнике называются нестабильными, а перспективы несут "преобладающий риск неопределенности и ухудшения ситуации на рынке нефти".
       
      • 836 replies
    • Пользуясь случаем с победой дорогой народ Азербайджана!
      Поразмышлять на такую свободную тему, что бы вы сделали, если бы вам на голову свалился миллиард долларов? Тема ради смеха конечно же, шутки и дурачество приветствуются.
        • Thanks
        • Like
      • 89 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    No registered users viewing this page.

  • Today's Birthdays

    1. _XpycT_ (33 years old),
    2. Anastasiya Ponomareva (54 years old),
    3. AndyAnar (27 years old),
    4. Ariana (35 years old),
    5. aydisha (43 years old)


×
×
  • Create New...