Jump to content
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Гончарное Искусство


Kuvshinka

Recommended Posts

Скажите...пожалуйста есть ли у нас в Баку курсы гончарного искусства и где это находится...Ответившим буду очень благодарна.... :conf_icon.php:  :conf_icon.php: :conf_icon.php:  

Edited by Kuvshinka
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 4 years later...

Гончарное искусство

 Автор Александр Зварич

С незапамятных времен человек научился обрабатывать глину, использовать гончарный круг, вытягивать на нем различные сосуды. Закаленные обжигом, но все же непрочные предметы служили каждому поколению людей и уходили из жизни вместе с ним. Обломки древней керамики и сегодня служат археологам надежным источником в воссоздании истории и материальной культуры многих ушедших эпох.

ÐвÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐваÑиÑ

Гончарному делу свойственна глубокая преемственность традиций. Пожалуй, ни один другой вид народного искусства, как керамика, не обладает такой устойчивостью форм и технических приемов, кажущихся многие века неизменными. Секрет этого парадоксального явления – в древности гончарства, всеобщности его природы и средств выражения. 

ÐвÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐваÑиÑ

Глиняные изделия изготовляли повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшение его простейшими способами – весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства. Все существующие и поныне виды гончарной техники, как и многие современные формы сосудов, человечество знало еще в глубокой древности.

Link to comment
Share on other sites

Вместе с тем, подобно любому произведению народного искусства, керамика всегда современна и несет на себе печать времени создания. Такое удивительное сочетание древности и современности особенно характерно для гончарства Русского Севера. Хранитель многих традиций народной культуры, Север и в гончарном деле донес до наших дней многие его разновидности, уже давно забытые в других местностях, донес не просто как архаическую технику, но в современных произведениях художественной керамики.

ÐвÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐваÑиÑ

Link to comment
Share on other sites

До XX века здесь применяли старинный способ ручной формовки – отпечатывали в специальной форме небольшое количество изделий со сложным узором. Знали на Севере и способ так называемой «обварки» керамики. Вынутое из горна раскаленное изделие опускали в мучную болтушку, которая вскипала на его поверхности, оставляя на стенках фантастический узор из темных пятен с разводами. В Кадниковском и Тотемском районах также вплоть до XX века делали чернолощеную керамику. Ее черный цвет достигался завершением обжига в сильно коптящем пламени без доступа кислорода. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¡ÐµÑгей ÐопаÑенко

Link to comment
Share on other sites

До обжига на стенки сосудов гладким камешком – «лощилом» – наносили полосы и линейные узоры. Обожженный сосуд приобретал блеск, а рисунок серебрился на матовом черном фоне. Своеобразию декора отвечали и прекрасные пропорции, благородная простота и крепость форм чернолощеной керамики. Но больше всего на Севере бытовала поливная (муравленая) посуда, покрытая внутри и снаружи прозрачными или цветными глазурями, которые не только украшали сосуды, но делали их прочными и влагонепроницаемыми.

ÐвÑÐ¾Ñ Ð¡ÐµÑгей ÐопаÑенко

Глазури приготовляли из окислов металлов, состав которых давал коричневый, желтый или зеленый цвет поливы. Нередко мастера достигали сложных сочетаний пятен и живописных потеков глазури на поверхности изделий. У северных гончаров больше был распространен сухой способ глазурования: перед обжигом горшки покрывали смолой и посыпали порошком свинца с добавлением меди. В горне смола выгорала, а порошок плавился, застывая блестящим стекловидным слоем.

ÐвÑÐ¾Ñ Ðина ÐиÑинÑева

Link to comment
Share on other sites

ÐвÑÐ¾Ñ Ðина ÐиÑинÑева

Глубокая древность гончарного дела, сама техника работы на гончарном круге и назначение сосудов служить вместилищем для разных продуктов обусловили удобство и целесообразность округлых форм, выверенных многими поколениями гончаров. Поистине неисчерпаемы варианты их воплощения, всегда связанные с конкретным бытовым применением предмета. Глиняную посуду украшали простейшими орнаментами. Оттиснутые в сырой глине специальными штампиками, нанесенные острой деревянной палочкой, в виде лепных жгутов-налепов или расписанные ангобами – жидко разведенной глиной, – они всегда выразительны в слиянии с формой предмета, в выявлении ее особенностей. Внешняя простота северной керамики сочетается с удивительной пластичностью ее форм – то крутобоких, приземистых, то вытянутых, обтекаемых, но всегда пропорциональных и соразмерных. Вместе с тем одинаковые по назначению сосуды в разных гончарных районах обретали своеобразие форм, пропорций, способов украшения. Народное гончарство на Севере развивалось в виде небольших промыслов, обслуживавших своей продукцией население окрестных деревень.

Link to comment
Share on other sites

ÐвÑÐ¾Ñ Ðина ÐиÑинÑева

На Севере широко бытовали огромные сосуды для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, многочисленные горшки разных размеров и назначения, кувшины и кринки для молока, сметаны и кваса, узкогорлые кубышки для растительного масла, глубокие миски и жаровни для приготовления пищи на огне, подвесные рукомойники, ритуальные латки для холодца или киселя, приготовляемых специально к определенным обрядам; особо украшенная свадебная посуда.

ФоÑо Ñ Ð¿Ñаздника «ÐÑбеÑнаÑоÑÑ Ð² глÑбинке», Чагода. 2007

Link to comment
Share on other sites

ÐвÑÐ¾Ñ Ð¢Ð°ÑÑÑна ÐоÑбаÑова

Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями.

Link to comment
Share on other sites

Высокий уровень гончарства на Севере явился благодатной почвой для развития его самостоятельной ветви – изразцового дела. Поливные плитки сначала с плоскорельефными, а позднее с расписными узорами стали непременной принадлежностью архитектурного декора, украшая фасады зданий и интерьеры.

На вологодской земле было немало очагов гончарного искусства. Одним из центров традиционного гончарства была Андома в Вытегорском районе. Здесь делали в основном повседневные миски, горшки простых форм и торговали ими по всей округе. Особенно известным промысел стал в 1920 – 1930-е годы, когда мастера попробовали свои возможности в создании декоративной скульптуры и игрушки.

ÐвÑÐ¾Ñ Ðадежда ÐоÑÑÑомиÑина

Link to comment
Share on other sites

ÐвÑÐ¾Ñ Ðадежда ÐоÑÑÑомиÑина

 

В 1930-е годы широкое распространение приобрела керамика из деревни Высотино Устюженского района. Изделия этого центра бытовали на большой территории Вологодской и соседней Новгородской областей. И сейчас в разных районах можно встретить в быту оригинальную посуду устюженских гончаров. Она удивительно разнообразна не только по формам, но и по размерам: от огромных ведерных водяников до небольших банок с плоскими крышками и судков с дуговидными ручками для молока и сметаны. Вместе с тем всем изделиям этого промысла присущи несколько вытянутые пропорции, обтекаемые плавные линии овального силуэта. Своеобразен и декор этих произведений. Устюженские мастера использовали прием неполной поливы – глазурью покрывали весь сосуд внутри, а снаружи только ее верхнюю часть. По глазури расписывали светлого оттенка ангобами. Поверхность сосудов покрывал орнамент из розеток, звезд, полос, полукружий, уголков. Их незатейливые рисунки ложились в цепи и ряды, подчеркивая горло, плечики, тулово, крышки. Неповторимый стиль устюженской керамики позволяет без труда отличить ее среди гончарных изделий других центров.

Link to comment
Share on other sites

ФоÑо Ñ Ð¿Ñаздника «СиземÑкие пивоваÑÑ». 2007

Еще один гончарный центр, открытый экспедициями музеев в 1960-е годы, находился в деревне Сомово близ Верховажья, на границе Вологодской и Архангельской областей. По рассказам жителей, промысел здесь существует около ста лет. Здесь делали чернолощеную и поливную посуду: кувшины, кринки, трехведерные и малые горшки, обрядовые латки-жаровни с тиснеными изображениями рыб и раков, кружки, миски, тарелки и даже глиняные самовары. Сомовскую керамику покрывали цветными глазурями, ложившимися то зигзагами и живописными затеками зеленого цвета, то сплошным коричнево-красным стекловидным слоем.

С детства знали гончарное мастерство братья Александр и Павел Житнухины. В трудную пору жизни оно не раз выручало их, а сейчас стало искусством. Сделанная ими посуда добротна и удобна, красива как своими формами, так и темно-коричневой или зеленой блестящей поливой. Скромные орнаментальные пояски и зубчики подчеркивают небольшие объемы приземистых мисок и кувшинов. Житнухины – авторы многочисленных глиняных свистулек.

Сегодня гончарное искусство на Вологодской земле вновь становится популярным не только в забавных глиняных фигурках, но и посуде разных форм и назначения. Поэтому вспоминают старое ремесло мастера, возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, чтобы не ушло в прошлое это мастерство, не прервалась традиция древнего искусства.

Link to comment
Share on other sites

Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством. 
 

Гончарное ремесло: от древности до наших дней

Link to comment
Share on other sites

Гончарство в мире

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑÑÑво в миÑе

Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑÑÑво в миÑе

Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.

Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.

В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑÑÑво в миÑе

Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).

Link to comment
Share on other sites

Новые функции гончарного искусства

Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

ÐоÑожее изобÑажение

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.

Link to comment
Share on other sites

ÐоÑожее изобÑажение

 

Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.

Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.

Link to comment
Share on other sites

Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.

РполÑзе ÑабоÑÑ Ñ Ð³Ð»Ð¸Ð½Ð¾Ð¹

Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

Link to comment
Share on other sites

ÐонÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑеÑÑÐºÐ°Ñ Ð² ЭТÐÐÐÐРе

 

Как только ни называли Африку любознательные путешественники: и «чёрный континент», и «колыбель человечества», и «сердце цивилизации»! Каких только восторженных эпитетов ни дарили её красотам и тайнам поэты!

 

Керамика африканских стран, эти узоры и орнаменты, эти тотемы и ритуальные маски, эти ритмы барабанов и потрясающее умение африканцев владеть своими гибкими телами многие века будоражат воображение представителей других народов. Нам, «цивилизованным людям», кажется, что Африка до сих пор неотрывна от природы, сохранила детскую способность слышать и понимать всю глубину мироздания, поэтому мы воспринимаем её культуру, как некое наивное откровение.

Link to comment
Share on other sites

Керамика Африки: Континент четырех стихий

 

Керамика африканских стран, эти узоры и орнаменты, эти тотемы и ритуальные маски, эти ритмы барабанов и потрясающее умение африканцев владеть своими гибкими телами многие века будоражат воображение представителей других народов. Нам, «цивилизованным людям», кажется, что Африка до сих пор неотрывна от природы, сохранила детскую способность слышать и понимать всю глубину мироздания, поэтому мы воспринимаем её культуру, как некое наивное откровение.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐеÑамика аÑÑиканÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑан

Африка велика и разнообразна, но на всём её обширном пространстве земля, огонь, вода и воздух дарят людям самое важное в жизни - крышу над головой. Древнее ремесло глинобития, развиваясь и усложняясь, позволяло народам Африки не только обрести кров, но и создать дошедшие до нас памятники архитектуры.

Link to comment
Share on other sites

Известнейший, вошедший в пословицы европейских языков как средоточие тайны и приключений малийский город Тимбукту, например, знаменит также двумя сооружёнными полностью из глины мечетями. Их одновременно можно считать и памятниками древности, и «новоделами», поскольку ежегодно, после разрушительного сезона дождей, на протяжении веков эти глиняные храмы мастера трудолюбиво восстанавливали заново, карабкаясь по выступающим из стен деревянным балкам, играющим роль строительных лесов.

ÐоÑожее изобÑажение

Поверья разных народностей Африки говорят о том, что люди были созданы из глины. Например, племя догонов, издревле населявшее пустыни Западной Африки, уверовало в то, что Бог сотворил людей, скатав из глины шарики и придав им человеческий облик. Затем фигурки были выставлены на жестокое африканское солнце для обжига, поэтому кожа африканцев стала чёрной.

Link to comment
Share on other sites

Глина - «родной» материал африканцев, и керамика Африки на протяжение веков была и остаётся излюбленным ремеслом, популярным экспортом и даже предметом изучения археологов. На территории Зимбабве, Танзании и Кении учёные обнаружили развалины городов, в которых предположительно жили около сорока тысяч человек. Каменные строения, грамотно спроектированные улицы, рудники по добыче глины, кузницы, гончарни и другие производственные площади говорят о высокой культуре тогдашних мастеров.

ÐоÑожее изобÑажение

Орнаменты, украшавшие керамические изделия, до сих пор восхищают своим совершенством и художественным вкусом. Керамика африканских стран настолько своеобразна, что невольно вновь и вновь наводит на мысль о теснейшем слиянии народов Африки с природой. Посуда, глазурованные облицовочные плитки, люстрованные изразцы, глиняные ритуальные статуэтки, представляют собой не столько предметы, объекты для применения, утилитарного использования, сколько нечто, обладающее собственной «телесностью», сущностью, волей.

Link to comment
Share on other sites

Природа и рукотворный объект - понятия противоположные. Но только не в Африке! Дом для африканца -модель мира, а мир - модель дома; красивое - то же самое, что хорошее (надёжное, функциональное, добротное). Декоративные элементы керамики, как и сами изделия, одновременно и красивы, и оправданны, «логичны» с точки зрения обыденной жизни и высшей истинности природы. Интересно, как, будто бы по законам природы, совершенствовалось искусство африканской керамики! В Мапунгубве, археологическом заповеднике близ сказочной реки Лимпопо в Южной Африке, найдены разнообразные образцы керамики «железного века» (VIII-XVII вв.). Более ранние изделия были лепными и штампованными, а самые поздние уже и полированными - на их примере можно проследить целую «эволюцию» керамического искусства этого уголка Африки.ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Большинство африканских культур не знали сословных различий, поэтому искусство керамики, как и другие, были доступны всем. Древний богатейший город Дженне (Мали), например, обладал развитым керамическим производством, изделия которого были широко распространены ещё и потому, что местоположение города было на редкость благоприятно: «земля, огонь, вода и воздух» возле тропической реки Нигер присутствуют в изобилии и в нужных пропорциях. Так называемая цивилизация Нок, средоточием которого был Дженне, обогатила мировую культуру керамическими сокровищами - очень реалистическими скульптурами с использованием элементов металла, камня и жемчуга.ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Стиль Нок оказался столь своеобразен, и жизнеспособен, что дошел до наших дней и воплощается современными дизайнерами Африки уже не только в керамике, но и в бронзе, дереве и других материалах. На территории современного государства Чад существовала культура Сао, достигшая непревзойдённых высот в керамике с применением терракоты. Домашняя утварь, ритуальные предметы и скульптура из терракотовой керамики до сих пор выглядят очень стильно и неожиданно современно. Керамика многообразной и многонациональной Африки несёт на себе отпечатки десятков мировых верований, но традиции ислама, христианства, и других религий, привнесённых извне, приобрели специфически африканский облик.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐеÑамика аÑÑиканÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑан

Link to comment
Share on other sites

Типично африканская вера в сверхъестественное, волшебное отразилась в особенно любовном отношении к материалу. Мастера справедливо полагают, что предметы искусства, детали интерьера, «прирученные» своими создателями, могут помочь в повседневной жизни, обеспечить защиту богов и покровительство предков. Керамическое искусство Африки хранит множество тайн, как и сам Континент четырёх стихий.

ÐоÑожее изобÑажение

Керамика африканских стран органична и настолько естественна, будто рождена самой природой: её раскалённой землёй, влажными тропическими ветрами, бездонными водами её рек, морей и озёр, ритуальным огнём её легенд.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐеÑамика аÑÑиканÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑан

Link to comment
Share on other sites

    

Гончарное искусство Дагестана
Есть в Дагестане еще один район, где производили потрясающую керамику. Изделия мастеров керамического дела села Джулии могли смело соперничать в качестве с балхарскими изделиями. Вот только у джулинской керамики более изящные формы, которые, скорее, напоминают античные амфоры. И рисунок у них более элегантный, с плавными линиями. Джулинские мастера наносили на свои изделия орнамент кусочком войлока и располагали рисунок по центру изделия.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑное иÑкÑÑÑÑво ÐагеÑÑана

Табасаран, к которому относится село Джулии, богат лесами. Поэтому обжигают керамические изделия здесь при помощи дров. Благодаря этому получается равномерный обжиг, а изделие приобретает розовый оттенок. В Табасаране гончарным искусством занимались мужчины, а женщинам могли лишь изредка доверить наносить орнамент. На сегодняшний день мастеров гончарного дела в Джулии практически не осталось.

Link to comment
Share on other sites

Важное значение во все времена отводилось орнаменту на керамических изделиях. Некоторое сходство элементов орнамента наблюдалось между всеми мастерами, потому то начертания древних символов и знаков оставались неизменными. Однако у каждого мастера была своя неповторимая манера росписи. По рисунку на керамическом изделии можно было определить, не только то, в каком районе страны оно было изготовлено, но и в каком селе, и кто его непосредственный творец.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑное иÑкÑÑÑÑво ÐагеÑÑана

Link to comment
Share on other sites

С пришествием могноло-татарских завоевателей прекратилось изготовление калинской бирюзовой керамики, так как вражеские войска полностью уничтожили селение Кала. Однако с XV века производство поливной керамики возродилось. И его рассвет приходится на XVIII век. Центрами производства поливной керамики к тому времени стали селения Еникет, Испик и Мюгюч. Работы мастеров керамики этих селений отличались высоким художественным исполнением.

ÐоÑожее изобÑажение

Тарелки и кувшины, миски, блюда и прочая керамическая посуда из поливной керамики украшалась росписью, штампованными или налепными декоративными элементами. При художественной отделке керамических изделий часто прибегали к изображению элементов окружающего мира: растений, животных, птиц. И конечно, наносились знаки, имеющие ритуальное или магическое значение. Изготовление гончарной посуды в Южном Дагестане - исключительно мужское ремесло. Женщин могли допустить к росписи готовых изделий только в редких случаях.

Link to comment
Share on other sites

Основой поливы для керамической посуды служил свинец. Пережженный на сильном огне свинец разбавляли яичным белком и водой. Таким составом покрывали мелкую посуду. Для полива крупных изделий в поливной состав добавляли нефть. Узор на сосудах в основном представлял собой соединение солярных знаков и геометрического орнамента. Мастера керамики Испика в позднем Средневековье в свинцовую поливку стали добавлять разные элементы: окись хрома, меди, марганца, железа. К большому сожалению, до нашего времени этот промысел не сохранился. А вот изделия, созданные мастерами тех времен, можно встретить в музеях.ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Поливную керамику производили в селении Сулевкент вплоть до середины XX века. Гончарное искусство здесь считалось мужским ремеслом. Сулевкентцы часто уходили с насиженных мест, но промысел свой не бросали. Так, в большинстве городов Северного Кавказа открывались гончарные мастерские. Мастера в изготовлении посуды из глины придерживались традиций того селения, в которое они приходили. В скором времени для поливки керамических изделий стали использовать прозрачную свинцовую эмаль. Сулевкентская керамика имеет терракотовый цвет черепка. Элементы декора были лепными, штампованными и процарапанными. Единственным видом керамических изделий, которые служили только для украшения жилища или как домашний амулет, были очень красивые тарелки. Они отличаются неповторимой по красоте поливой и декоративным рельефным узором. До сих пор не известно, мастерам какого селения принадлежат эти шедевры. Но к середине XX века сулевкентцы были переселены, и их промысел прекратил свое существование.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑное иÑкÑÑÑÑво ÐагеÑÑана

Link to comment
Share on other sites

Неполивная керамика болхарских мастериц существует до сих пор. Женщины гордятся своими работами и гордо отвечают, что не перестают радоваться каждому новому дню, когда из-под их умелых рук выходят неповторимые керамические изделия. Работа льется как песня, и мастерицы действительно напевают во время производства. От того, о чем песня, будет зависеть и узор на посуде. Горы отразятся в уголках и квадратах, реки и озера – в плавном изгибе волны в узоре. В цветовой гамме рисунка можно увидеть блики солнца, темную синеву дождевого неба и багрянец опавшей листвы.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑное иÑкÑÑÑÑво ÐагеÑÑана

Link to comment
Share on other sites

Дагестан – страна с богатой историей и культурой. Для любого туриста здесь найдутся увлечения по душе. Не оставят равнодушными никого памятники древней архитектуры и природные пейзажи сказочной красоты. Для любителей современного отдыха есть горнолыжная база «Чиндирчеро», которая носит название горы, на которой и находится. А название обозначает «гора, с которой стекает вода». Это место активного отдыха пользуется большой популярностью, не даром его называют «Вторым Куршавелем»! Возможно, недалеко то время когда о дагестанских мастерах керамического искусства слава разойдется далеко по миру вместе с керамическими изделиями, которые туристы будут увозить с собой на память об этой удивительной стране.ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑное иÑкÑÑÑÑво ÐагеÑÑана

Link to comment
Share on other sites

Гончарное искусство

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком.Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия.

0132.jpg

По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (однои многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой , ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие.

Гончарное искусство – история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей

Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые у него, конечно же, есть.

Сколько «погибло» великих кинорежиссеров до того как появилось киноискусство? Но в данном случае никто не виноват – так складывалась на земле история искусств.

Но есть один вид искусства, который людьми просто-напросто был забыт, отодвинут на обочину исторического развития и низведен с высоты Ремесла до заурядности ремесленничества. Это гончарное искусство.

Надо сказать, что гончары – это наиболее разносторонние художники. Гончар обязан знать:


– эстетику


– археологию


– историю искусств


– теорию конструирования форм


– теорию цвета


– основы неорганической химии


– основы теплотехники


– материаловедение


– общую историю культуры


– теорию орнамента


– обладать навыками работы на гончарном круге


– обладать навыками скульптура

И, может быть, самое главное, что дает человеку умение работать на гончарном круге – это душевное равновесие, такое, в каком пребывает глиняный сосуд, который вырастает на ваших глазах из простого куска глины.

Link to comment
Share on other sites

Гончарное искусство и керамика Узбекистана

Среди многочисленных художественных промыслов Узбекистана, керамика занимает особое место. Пожалуй, это самое древнее и самое востребованное сегодня из существующих в стране ремесел.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ ÐонÑаÑное иÑкÑÑÑÑво и кеÑамика УзбекиÑÑана

 

Link to comment
Share on other sites

Блюда-ляганы, пиалы и косы, вазы, хумы и чайники, горшки и расписные игрушки, такие разнообразные по форме и очень удобные в употреблении, все они пользуется неизменным спросом с давних времен по сегодняшний день. И сегодня их отличает высокое мастерство исполнения, гармония смелой фантазии, удивительное волшебство орнаментального решения и тонкое чувство стиля в обращении с цветом.ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

С давних времен в Узбекистане изготавливают керамику двух видов: неполивную обожженую терракоту и поливную глазурованную керамику. С течением веков отчетливо определились и получили известность центры ремесла: Самарканд, Гиждуван, Риштан, Шахрисабз, Ташкент, Хорезм. В последнее время обратили на себя внимание работы мастеров из Денау, Гурумсарая и Каракалпакии.ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Керамика этих центров четко делится на две цветовые группы: в первой преобладают синие, зеленые и белые цвета, а во второй – зеленые, коричневые и желтые. Такие вкусовые пристрастия объясняются чисто техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме для поливы используют древнюю ишкоровую глазурь лазурных тонов, а  желто-коричневые тона природных красителей под ней просто разлагаются. В Самарканде, Ташкенте и Бухаре употребляют свинцовую глазурь, поэтому здесь замечательно получается вся гамма красно-коричневого.

Каждый центр керамики также имеет свой неповторимый орнаментальный почерк. Изделия их до того самобытны, что даже непрофессионал, единожды сравнив изделия, уже никогда не спутает ни одну из школ.ÐоÑожее изобÑажение

Link to comment
Share on other sites

Мухитдин Рахимов смог сотворить шедевры керамики, наделив их характером кушанского и темуридского времён керамического искусства.

Сделанные им чаши отличались разнообразием украшения, множество удивительных орнаментов в виде птиц, геометрических рисунков, арабских символов. Все накопленные знания и мастерство мастер передал своему сыну, Акбару Рахимову. В последствии, Акбар, на собственные средства, открыл частный дом-музей керамики. 

Link to comment
Share on other sites

Голубая керамика Узбекистана

Глина во все времена была основным материалом для изготовления посуды, строительства жилища, строительства крепостей и многих других нужд. Узбекистан в этом плане не исключение. Во все времена тут глина была самым необходимым материалом как для ремесленников, так и для обычных людей. Из глины и до сих пор во многих поселениях строят дома, а при изготовлении печей тандыров еще и особая глина нужна. Кухонная утварь так же в основном была сделана из обожжённой глины.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Таксистов обяжут устанавливать в салоне автомобиля видеокамеру и соответствовать экостандарту
      Обнародованы требования к техническим показателям транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковым автомобилем такси.
      Это нашло отражение в утвержденных сегодня Кабинетом министров «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси».
      В легковых автомобилях такси должны быть установлены видеокамеры, которые охватывают весь салон и оснащены запоминающим устройством, способным хранить записанную информацию как минимум один месяц.
      Согласно требованиям, легковые автомобили такси должны соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5».
      Media.az
        • Like
      • 30 replies
    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
        • Sad
        • Haha
        • Like
      • 33 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
        • Haha
      • 145 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
        • Haha
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
        • Haha
        • Like
      • 113 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
        • Downvote
        • Sad
        • Like
      • 10 replies
    • Ани Лорак подала на российское гражданство
      Ани Лорак подала на российское гражданство. На Украине ее обвинили в предательстве
       
      Украинская певица Ани Лорак подала заявление на российское гражданство, сообщает РИА Новости. На Украине Лорак не выступала с 2017 года, так как, по словам артистки, на родине на нее давили. После начала российской военной операции на Украине Лорак окрестили предательницей за работу в РФ. В России же ее обвинили в сборе донатов для ВСУ. Сама певица заявила, что никогда не финансировала военных и не будет этого делать. = https://www.gazeta.ru/social/2024/03/15/18423109.shtml

      Что думают по этому поводу форумчане?
      Ону багышламаг олармы?
        • Like
      • 102 replies
    • У Кейт Миддлтон обнаружен рак: полное заявление принцессы Уэльской
      22 марта 2024 года принцесса Уэльская сообщила о том, что у нее диагностирован рак — сейчас Кейт Миддлтон находится на ранней стадии профилактической химиотерапии. 42-летняя супруга принца
        • Upvote
        • Red Heart
        • Like
      • 30 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...