Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Магомед Ярагский


Recommended Posts

sheih_Magomed_YAragskii.jpg

Шейх М. Ярагский был лезгином...

В третьем номере республиканского обшественно-политического журнала «Народы Дагестана* была опубликована статья М.Рамазанова «Этнокультурное развитие агулов», где высказывается мнение об агульском происхождении учителя трех имамов, шейха Магомеда Ярагского и главного героя повести А.Бестужева- Марлинского «Мулла Нур».

http://bubakiri.narod2.ru/religiya/sheih_m_yaragskii_bil_lezginom/

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Магомед Ярагский вошел во всемирную историю как выдающаяся историческая личность. Трезвый и острый ум глубокие знания, убежденность в правоте своих идеи позволили ему перешагнуть через себя ради великой цели освобождения горцев. Его имя стало символом непогрешимости и чести для кавказских народов. Только человек, огромной нравственной силы, чистоты веры мог поднять на борьбу разрозненных, разноэтнических жителей Кавказа. М.Ярагский - агул по происхождению, лезгин по языку, стал сыном Дагестана. Он имел отношение к возвышению всех имамов Дагестана и Чечни.

0619efe42ba70ce6ddeadbe7783bba8f.a4d8c553cc50939.54163517.jpeg

http://www.odnoselch...=article&id=100

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

205259200912300.jpg

Даже на севере Дагестана, где в это время находился Ермолов со своими войсками, можно было услышать угрозы мюридов в адрес неверных" Узнав о «кюринских беспорядках», Ермолов потребовал от местного правителя Аслан-хана прекратить их, а возмутителя отправить к нему в Кубу, где находился штаб. Аслан-хан приехал в Касумкент, вызвал Эфенди и в присутствии алимов многих аулов оскорбил его. Опомнившись, на второй день он попросил у него извинения, но настоял однако на запрете пропаганды газавата в своих владениях, а Ермолову доложил о наведении в ханстве ожидаемого порядка. Но Магомед-Эфенди не отступал от своих убеждений. Пригласил в Яраг авторитетных наставников из разных мест, причем людей разных ханств и национальностей, чтобы посоветоваться с ними о контрмерах. Из Аварии приехали Гази-Мулла и Ших-Шабан, из Кумуха — Джемалетдин, из Даргогубденска — Гаджи-Юсуф, из Табасарана — Хан-Магомед и другие. Участники совещания пришли к мысли: надо оказать вооруженное сопротивление растущему с каждым днем насилию. В завершение Магомед-Эфенди заявил: «Ступайте на свою родину, забирайте народ. Вооружайтесь и идите на газават… Один мусульманин должен идти против десяти неверных».

%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpg

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Его глубокие познания, послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики. Его имя было известно далеко за пределами Дагестана - в Турции, Бухаре и Персии.

Чтобы понять учения Мухаммеда Яраги, вернемся немного назад и напомним некоторые моменты из истории развития мюридизма. Итак, в середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшбандийский Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира.

http://allpersons.name/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=10

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Шейх Амирали Таирджальский, ученик Магомеда Ярагского

Впоследствии, в связи с проникновением горцев в город Гаджи-Магомед отмечал, что: "Магомед эфенди, Амирали и Ярали говорили, что они зашли в город с недостаточными силами. Позднее я узнал, что в город вошло около тысяча горцев." Шейх Амирали со своими мюридами был одной из главных ударных сил штурма города. В Кубе в то время был расположен русский гарнизон и город снискал славу "непреступной крепости."

http://lezgi-yar.ru/.../2011-05-06-232

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

Извените что поздно отвечаю, был в "бане")))

По теме - Магомед Ярагский один из самых достойный Лезгин на планете! Не проивзойдённая личность. Дать отпор Царской Империи да и подготовить достойных учеников для продолжения своего дела, для этого не только ДУХ нужно иметь, но и мудрость и широкие знания. Такому герою могут позавидовать, многие наивеличайшие нации.

Спасибо за тему о моём кумире!

Link to comment
Share on other sites

  • 9 months later...
  • 2 months later...

Я просматривала посты Лезгинского форума и нигде не нашла информацию о человеке который создал Лезгинский Букварь и внес немало вклада для создания Лезгинского словаря Шейх Мухаммед Ярагский известнейшая личность Дагестане но и М.М ГАДЖИЕВ тоже заслуживает того что новое поколение его знало и уважало бы Задавая вопрос многим моим друзьям лезгинам живущим в Азербайджане я удивляюсь многие из них не знают своего родного языка а ходят в майках с надписью Дагестан по моему в семье если родители не учат своих детей родному языку виноваты родители а не дети Не правда ли

Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Задавая вопрос многим моим друзьям лезгинам живущим в Азербайджане я удивляюсь многие из них не знают своего родного языка а ходят в майках с надписью Дагестан по моему в семье если родители не учат своих детей родному языку виноваты родители

как же легко всё сваливать на родителей........

  • Upvote 2
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Интересно

Учение Ярагского вдохнуло в борьбу горцев осмысленность и святость, выступило организующей и мобилизующей силой. Он одержал победу на уровне идей и выиграл борьбу за души и умы горцев. Борьба горцев, начавшаяся при личном участии Ярагского в 20-х гг. XIX в. продолжалась до 1864 года. При жизни Ярагского она охватила часть Дагестана и Чечни. Основными очагами борьбы до 1839 г. были Южный Дагестан, Авария, с 1840 г. движение горцев охватило значительную часть Дагестана и Чечни. С 1842 г. восстаниями был охвачен весь Западный Кавказ, во главе которых были назначенные Шамилем наибы. Ярагский наиболее интенсивно трудился в последнее 20-летие своей жизни (1818-1838). На первом этапе - (1818-1824 гг.) были разработаны учение об освободительной борьбе и программа его осуществления, второй этап - 1825-1828 годы, когда новое учение интенсивно разъяснялось среди горцев, и прозвучал призыв к борьбе за национальную независимость. Третий этап – это 1828-1831 гг., когда Ярагский встал во главе освободительной борьбы в Южном Дагестане. Четвертый этап - (1832-1838 гг.) связан с постоянным, пребыванием в Аварии, ставшей эпицентром народной войны.

Многое из того, о чем страстно мечтал Ярагский, в беспрецедентно короткие исторические сроки стали реальностью в имамате, благодаря гению реформаторской деятельности Шамиля. Учение Ярагского не было разрушительным, оно стимулировало лучшие человеческие начала, оно было созидательным по сути. Оно учило, что жить в рабстве - все равно, что быть социальным алкоголиком, жить в иллюзиях, не ведая позорнейшего своего положения

http://ispik.ru/publ/istorija_lezgin/magomed_jaragskij_oderzhavshij_pobedu_v_bitve_za_umy_i_serdca_ljudej/27-1-0-265

Link to comment
Share on other sites

Интересно

Учение Ярагского вдохнуло в борьбу горцев осмысленность и святость, выступило организующей и мобилизующей силой. Он одержал победу на уровне идей и выиграл борьбу за души и умы горцев. Борьба горцев, начавшаяся при личном участии Ярагского в 20-х гг. XIX в. продолжалась до 1864 года. При жизни Ярагского она охватила часть Дагестана и Чечни. Основными очагами борьбы до 1839 г. были Южный Дагестан, Авария, с 1840 г. движение горцев охватило значительную часть Дагестана и Чечни. С 1842 г. восстаниями был охвачен весь Западный Кавказ, во главе которых были назначенные Шамилем наибы. Ярагский наиболее интенсивно трудился в последнее 20-летие своей жизни (1818-1838). На первом этапе - (1818-1824 гг.) были разработаны учение об освободительной борьбе и программа его осуществления, второй этап - 1825-1828 годы, когда новое учение интенсивно разъяснялось среди горцев, и прозвучал призыв к борьбе за национальную независимость. Третий этап – это 1828-1831 гг., когда Ярагский встал во главе освободительной борьбы в Южном Дагестане. Четвертый этап - (1832-1838 гг.) связан с постоянным, пребыванием в Аварии, ставшей эпицентром народной войны.

Многое из того, о чем страстно мечтал Ярагский, в беспрецедентно короткие исторические сроки стали реальностью в имамате, благодаря гению реформаторской деятельности Шамиля. Учение Ярагского не было разрушительным, оно стимулировало лучшие человеческие начала, оно было созидательным по сути. Оно учило, что жить в рабстве - все равно, что быть социальным алкоголиком, жить в иллюзиях, не ведая позорнейшего своего положения

http://ispik.ru/publ...udej/27-1-0-265

увеличил шрифт

Гран Торино,

спс. за ссылку smile.png

  • Upvote 1
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Пробужденные учением Магомеда Ярагского о вере, свобо­де и справедливости, горцы Дагестана, всего Восточного и Се­верного Кавказа в упорной и многолетней борьбе за религиоз­ную, национальную и индивидуально-личную свободу показали изумившие мир образцы мужества и храбрости. Повстанцев бы­ло немного, а душитель их свободы во сто крат превосходил их в военной силе, но, тем не менее, великое стремление человека на Земле быть свободным вдохновляло их на отчаянную борь­бу за реализацию своей родовой сущности. Не случайно, созда­вая религиозно-философское учение о свободе мусульманина, Магомед Ярагский адресовал его «храбрым смельчакам, а не трусливым рабам». В признании, что «его учение есть не плач побежденных, а меч победителей», заложено глубокое понима­ние необходимости принесения немалых жертв во имя дости­жения свободы мусульман, которым достался удел униженной, колонизованной части человечества. Он ориентирует поборни­ков свободы на победоносные дела и поступки, вселяет в них бодрость и уверенность в конечном торжестве идеала.

Освободительное движение горцев Дагестана и Чечни, ду­ховным предводителем которого явился Магомед Ярагский, хо­тя и было подавлено военными методами крупнейшей в мире империей, продолжалось и во все последующие годы. Менялись формы и методы его осуществления, появились новые лозунги национальной и религиозной свободы. 

В 1920 году благодаря разгрому крупных частей деникинской армии, народы Дагеста­на самоопределились, создав совместную национальную госу­дарственность в форме автономной республики в составе Совет­ской Российской Федерации. В первые годы народной власти нормы и законы мусульманского права достойно представля­лись в гражданской жизни горских масс, в правительстве ДАССР функционировал специальный орган во главе с извест­ным мусульманским шейхом Али-Гаджи Акушинским, зани­мавшийся проблемами ислама и шариата в республике. Это был период, когда реализовалось учение великих дагестанских имамов о свободе мусульманина, но период этот оказался ко­ротким. Упрочившись не без помощи религиозных деятелей и учреждений, новые государственные власти сначала ограничи­ли, а затем фактически лишили мусульман Дагестана свободы вероисповедания, мусульманского образования, совершения хаджа в святые места. Наиболее влиятельных священнослужи­телей подвергли арестам и расстрелам, были уничтожены мно­гие культовые сооружения, стерта с лица земли и родина Маго­меда Ярагского вместе с построенными в ауле его отцом Исмаилом мечетью и медресе. В этих неестественных условиях и зна­менитый имам-наставник, поборник свободы человека-му­сульманина стал ходить в «научной» литературе в «реакционе­рах».

 

дальше тут

  • Upvote 2
  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
  • 1 year later...

Магомед Ярагский
Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX века.


В монографии известного дагестанского философа Агаева Ахеда Гаджимурадовича создается интеллектуальный портрет крупного мыслителя, духовного предводителя многолетнего движения горских народов Восточного и Северного Кавказа за социально-экономические, политические и духовные свободы.
Монография рассчитана на научную общественность, равно как на всех, кто интересуется гражданской и политической историей народов Кавказа.

 

скачать монографию можно отсюда http://lezgichal.ru/node/1268

Link to comment
Share on other sites

  • 4 years later...

-

Магомед Ярагский

Магомед Ярагский
Магомед Ярагский

Магомед Ярагский, настоящее полное имя Мухаммад-эфенди ибн Исмаил ал-Йараги ал-Курали, известен, как один из основателей мюридизма в Кавказском регионе. Кроме этого, он считается наставником всех имамов в пределах Чечни, а также Дагестана в общем, наставником имама Шамиля в частности.

 

Рожден Магомед был в 1771 г. в местечке Вини-Ярг Кюра Вилаяте. Обучение он начал в медресе, где преподавал его отец, по имени Исмаил. Далее он учился под руководством известнейших ученых Дагестана. Обучение у людей различных национальностей сформировало у молодого Магомеда Ярагского зачатки интернационализма. Он приобрел фундаментальные подробные навыки по предметам:

  • основы теологической науки;
  • философское учение;
  • наука логики;
  • риторика и другим наукам.

М. Ярагский сумел постичь арабский, тюрский языки и другие;

Молодого Магомеда признали самым начитанным имамом во всем Дагестане того времени. Основную часть жизни знаменитый имам провел в родном своем ауле, став преподавателем школы-медресе, которая приобрела славу крупного учебного заведения. К просвещенному наставнику потянулись многочисленные последователи из разных концов Дагестана. Они желали прикоснуться к Вере, познать основы Высшего Знания. В стенах учебного заведения религия и всевозможные учения сумели переплестись и слиться воедино.

 

Из стен духовного заведения выходили ученые, писатели, поэты, духовные лица, которые восславили на века Дагестан не только в ближайших селениях, но и далеко за границами родин. С течением времени обыкновенный аул приобрел известность у народов Кавказа.

 

Магомед женился на дочке ахтынского ученого. Звали её Айшат. Она родила ему 3 детей. Это Гаджи-Исмаил, Исхак и Хафисат. В будущем сыновья посвятили себя науке. Дочь вышла замуж за первого имама Гази-Мухаммеда. Этот брак стал символом единства главного идеологического лидера горского движения и настоящего, действующего предводителя сопротивления.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Азербайджане удостоверения личности будут полностью оцифрованы
      До конца года в законодательство будут внесены изменения, которые предусматривают полную оцифровку свидетельств о рождении, браке и смерти, а также удостоверений личности в Азербайджане.
      Как сообщает Report, об этом министр цифрового развития и транспорта Рашад Набиев сказал на проходящем сегодня в Баку саммите Insurtech.
      По его словам, на выдачу данных документов приходится около 40% всех услуг, предоставляемых государством населению: «В связи с этим в законодательство будет внесено более 250 актов и изменений».
      Набиев подчеркнул, что с этими изменениями подавляющее большинство транзакций между государством и бизнесом, государством и гражданами перейдет в электронный формат.
      Media.az
      • 29 replies
    • Принудительная смена интернет провайдера!
      Приходят представители Бакинтернета и можно сказать угрожая отключением телефона, насаждают подключение к Бакинтернету. Правда они новую  оптическую проводят линию телефона. У нас катв1 и нас устраивает. Могут ли они отключить телефон стационарный? говорят отключим потом будете себе новый проводить за большую сумму. Насколько это реально?  Телефон я хочу оставить естественно, он нужен для катв. если кто в курсе подскажите плиз.
      • 60 replies
    • В Казахстане приняли «закон Салтанат» - о защите прав женщин и безопасности детей
      Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей».
      bezopasnosti-detei
      • 9 replies
    • Вай❗Переехавший в США журналист Натик Наиляоглу обручился с мужчиной
      О помолвке Натик Наиляоглу сообщил на своей странице в социальной сети Facebook.
      Помолвка проживающего в Вашингтоне Н.Наиляоглу с риелтором Эндрю Корднером состоялась 15 февраля, но о переменах в личной жизни журналист сообщил в Facebook сегодня, указав в графе «семейное положение» имя своего партнера и дату помолвки.
      Отметим, что ряд СМИ сообщают о том, что Н.Наиляоглу и Э.Корднер поженились, но в Facebook у журналиста нет информации о вступлении в брак, а сообщается только о помолвке.
      Напомним, что журналист долгое время работал репортером в новостном эфире канала ANS – в США Н.Наиляоглу переехал сравнительно недавно.
       

      Фото: Instagram by @dr3ww___
        🤗🤗🤗
        • Haha
        • Thanks
      • 193 replies
    • [VERIFIED] Строительство и ремонт домов, квартир и других объектов недвижимости  от 100 м²
      Профессиональная бригада мастеров под моим руководством производит комплексное строительство и  ремонт домов, квартир и любых других помещений . Большой опыт работы. Работаем как по Вашему проекту , так и предоставляем услуги своего дизайнера. Предоставляем весь спектр услуг :электрика,сантехник­а, декоративное покрытие, монтаж пластиковых окон и кондиционеров, малярные работы, монтаж напольных покрытий(черный пол, ламинат, паркет), любые виды работы с алчипаном(потолок, полки, перегородки), монтаж теплого пола, установка дверей.
      Работаем по договору и без договора.
      По желанию заказчика устанавливается Online-видео наблюдение(бесплатно) на объекте.
      Телефон: 070 636 53 83
      л
      • 342 replies
    • Почему молодой картофель на столичных рынках стоит так дорого? - ВИДЕО
      На столичных рынках картофель из Шамкира предлагается покупателям по разным ценам.
      Как передает xezerxeber.az, одни продавцы продают 1 кг шамкирского картофеля за 3 маната, а другие - за 5.
      Граждане сообщили, что при покупке данного овоща не обращают внимания на то, из какого региона он был привезен.
      Продавцы, в свою очередь, отметили, что картофель из Шамкира продается дороже, чем привезенный из других районов страны, потому что при его выращивании не используются химикаты.
      Подробнее - в сюжете.
       
      • 63 replies
    • Чингиз Абдуллаев в больнице
      Народный писатель Чингиз Абдуллаев находится в тяжелом состоянии. Он помещен в отделение реанимации Центрального таможенного госпиталя. Сообщается, что три дня назад Чингиз Абдуллаев был госпитализирован с отравлением, но затем выписан. Сегодня его состояние вновь ухудшилось. = Здоровье Чингиза Абдуллаева - тайна за семью печатями? - обновлено — Haqqin
      • 18 replies
    • ISOFORKLIFTREPAIR
      Ремонт вилочных электропогрузчиков включает в себя: 994706904766
      Выезд на место эксплуатации электропогрузчика для проведения технического обслуживания, диагностики неисправности, ремонта Диагностика и оценка целесообразности (рентабельности) проведения ремонта Подбор запасных частей необходимых для ремонта электропогрузчиков  Согласование стоимости и сроков проведение ремонта с заказчиком Непосредственно ремонт после утверждения стоимости и сроков ремонта Гарантия на выполненные работы 
      • 13 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...