Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana

Человеку нечего делать в космосе


Recommended Posts

Дискуссии о развитии космической отрасли идут на самом высоком уровне: вице-премьеры, депутаты, президент. Но так и остается открытым один из самых главных вопросов: нужно ли вообще человеку летать в космос? Мы осваиваем его уже более полувека. Человек запустил в космическое пространство животных, роботов, полетел сам, высадился на Луне, закрепился на орбите Земли. Что дальше? Куда на самом деле стоит лететь? Об этом мы поговорили с одним из самых известных астрономов и популяризаторов науки Владимиром Сурдиным
 
  • Человеку нечего делать в космосе

Сурдин Владимир Георгиевич

Зачем человек был нужен в космосе в прошлом веке?

В те времена на борту не было современной электроники и только человек мог управлять сложными процессами. Первые полеты людей были просто экспериментальными: надо было проверить, как можно в космосе жить и работать. К концу 1980-х стало ясно, что находиться там человек может максимум год. За год он получает дозу облучения, запрещенную всеми медицинскими нормами. Прошло сорок лет, а пилотируемая космонавтика осталась такой, какой была во времена Гагарина. Те же скафандры, те же ракеты. Она застыла. Пройдет еще сорок лет, но человек не станет дышать по-другому, а обстановка в космосе не станет менее агрессивной.

Зачем человеку нужен космос? - РИА Новости, 21.03.2011

То есть бороться с этой агрессией должны не люди, а роботы?

В армии так и происходит. Человек уходит куда-то в бункер управлять, а техника действует на поле боя. Уже вовсю используются беспилотные самолеты и роботы-саперы. В космосе так же опасно, как на войне. Люди требуют расходов на свое жизнеобеспечение и лечение, а результатов нет. Сейчас нет никаких серьезных технологических экспериментов, никаких научных исследований, для которых в космосе был бы необходим человек. Дыхание космонавта, его движения, его испражнения, все его существование на борту будет только выводить из строя технику.

Тогда почему люди до сих пор сидят на орбите?

Сейчас они находятся только на Международной космической станции. И в этом гораздо больше государственной политики, чем научной или технической необходимости. Ни мы, ни американцы не хотим отставать друг от друга. В советское время была долгая эпопея с орбитальными станциями «Мир», когда американцы поняли, что отстают. Мы знали, как человек может год проработать на орбите, а они не знали и решили наверстать. Сде-лали свою орбитальную станцию. В космической медицине они наверстали. Сейчас их космонавты провели на орбите больше времени, чем наши. А реального результата все равно нет.

Что дает землянам космическая медицина

Но ведь на Земле нужна космическая медицина, разве нет?

Отчасти нужна. Есть экстремальные профессии, в которых условия как на МКС. Например, подводники. Но это тоже давно изучено. На это были брошены силы еще в 1950-х, Институт медико-биологических проблем для этого и создавался. Сохранять им жизнь в таких тяжелых условиях научились. Но если летчики и подводники реальными делами занимаются, то космонавты ничего уже на орбите не делают. А затраты на их содержание колоссальные.

Подальше от Юпитера

Когда Россия остановилась в развитии космонавтики и на чем застряла?

Мы застряли на электронике. У нас была очень хорошая техника в эпоху, когда не было электроники, — до 1965 года, когда компьютеры были размером с вагон. Тогда американцам не на чем было нас переиграть. Но как только космонавтика стала управляться компьютерами, мы сразу отстали. В 1970-е годы в СССР на орбиту запускали в год более ста спутников, в США — 20–30. Но их спутники работали годами, а наши довольно быстро заканчивали свою жизнь, часто из-за того, что не выдерживали радиационную обстановку в космосе. И сейчас не выдерживают.

Как стать космонавтом: требования, подготовка, перспективы. Новый ...

Например, у Роскосмоса есть намерение отправить аппарат к спутникам Юпитера. Интереснее всего было бы на спутник Европа, где подо льдом океан, и в нем может быть жизнь. Но посмотрели, какая там радиационная обстановка, и сделали вывод, что наша электроника сдохнет, как только туда доберется. Решили: пошлем к другому, менее интересному спутнику, который подальше от Юпитера, но на котором меньше радиации, и наша техника, может быть, как-то выдержит. Даже до Марса у нас редко что долетало.

Профессия космонавт

Это возможно исправить?

Купить детали у американцев мы не можем. А сделать такие же не позволяет общий культурный уровень. Далеко не все люди еще умеют в защитных костюмах, перчатках, масках работать с электроникой. Однажды я читал лекцию на заводе, где делают крутой военный компьютер. Меня пригласили в сборочный цех. Я представлял, что он похож на операционную, стерилен. А оказалось, там сотрудницы обедают прямо на рабочем месте — газетки, крошки… Это то, что никаким приказом не изменишь. Этими руками не создашь надежную электронику. Невозможно организовать сверхчистое производство, если люди выросли в избах и бараках. Тут нужна смена поколений.

 

 

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Задача — выжить

Как быстро исчерпала себя пилотируемая космонавтика?

Я думаю, она лет двадцать была актуальна, с 1961-го по 1981-й. После этого никакого реального прогресса в ней не было. Если сравнить 1981-й и 2011-й, последние тридцать лет летают на том же самом и занимаются тем же самым, а именно: сохранением своей жизни на орбите. Космонавт 90% времени тратит на обслуживание станции: очистка труб, контроль воздуха. Он почти все время занят тем, чтобы выжить. Он себя исследует, анализы берет. На какие-то научные эксперименты почти не остается времени.

Курсы профессиональной переподготовки врачей по Авиационной и ...

И удали оттуда человека — ничего не изменится?

Все это станет дешевле, а результат будет даже более интересным. Океанологи это поняли давно. У них в 1960-е годы были только обитаемые аппараты, а сейчас их почти не осталось. Вместо людей на глубину спускаются роботы. Японцы не летают в космос, а японская космонавтика сегодня на одном из первых мест. Индусы — у них и мысли нет о полете, а их спутники вокруг Луны очень хорошо поработали. А у нас результат по Луне ноль уже давно. Бразилия сейчас начинает свои спутники запускать, пока на чужих ракетах. Они понимают: был этап, они его прозевали, Бразилия тогда была слабой, ну и ладно, сегодня это уже никому не нужно.

Развитие космонавтики - online presentation

Какое, на ваш взгляд, самое значительное достижение эпохи пилотируемой космонавтики?

Конечно, полет на Луну. С ним ничто не сравнится. Он послужил науке. Например, были взяты разнообразные образцы лунного грунта, установлены сейсмографы, отражатели лазерных лучей.

 

А самое большое разочарование?

Я думаю, разочарований не было. Сначала никто не верил, что вообще человек может провисеть в невесомости несколько минут и не отдать концы. Ведь вся биологическая эволюция прошла в условиях силы тяжести, и первые полеты были с условием: «Ничего не делайте, только выживите». Может быть, когда-нибудь этот опыт пригодится, может быть, когда-нибудь мы полетим на Марс. Но если мы сейчас не пойдем обходным путем, не изучим эти планеты, то… куда лететь? Разочарований… нет, не было. Они сейчас наступают. В последнее время мы уже ничего принципиально нового не узнаем о человеке в космосе, а силы на это тратим.

Бессмысленная гонка

Правда ли, что самое интересное для исследования сейчас находится за пределом физических возможностей человека?

Чаще всего да. Очень мало мест, где человек может вообще выжить. Скажем, на планетах-гигантах радиационная обстановка жуткая, а именно их спутники дают наибольшую надежду на обнаружение внеземной жизни. Или полеты к Солнцу, Меркурию и Венере, где фантастическая температура. Космос — крайне враждебная среда. Но нам с ней жить. Чем быстрее и эффективнее мы его изучим, тем лучше мы на Земле будем защищены от всяких неожиданных неприятностей. А технологии выживания в пустоте нам точно неинтересны. Скафандр, в котором человек в открытом космосе работает, точно больше нигде не используешь. Так зачем в эту вещь вкладывают деньги?

Вклад космонавтики в познании Солнечной системы - презентация онлайн

Это разрушает популярнейший миф о том, что человек может абсолютно все.

Подождите. Вот человек бегает со скоростью 40 километров в час. Быстрее не побежит никогда. Но он придумал машину. В этом и есть всесилие. А страна до сих пор живет мифами — и советскими, и новыми. К сожалению, закрыть пилотируемую космонавтику для государственных идеологов неприемлемо.

 

Но кто-то должен одуматься первым и прекратить эту бессмысленную гонку.

О, бессмысленных гонок в мире много. Мы — держава первых космических запусков, мы не можем сделать шаг назад. И американцы, первыми ступившие на Луну, не могут сделать шаг назад. Это чисто политические, идеологические вещи, вопрос престижа. Думаю, нормальному человеку сегодня не пришло бы в голову возить людей на орбиту. Ведь не ставят же сегодня на перекрестках регулировщика с палочкой, поскольку с этой работой лучше справляется светофор.

 

Но вот Китай планирует отправить человека на Луну. Зачем?

Сейчас Китай выходит на первую позицию по экономике в мире, и как символ крутости ему хочется отправить человека на Луну. Это им надо для народа. Вероятно, они считают, что китайскому народу это будет приятно, сплотит его, поднимет авторитет руководства Китая и авторитет страны. Мир увидит, что китайская техника — это не только ширпотреб. Точно так же это оправдывало наши затраты на пилотируемую космонавтику в прошлом веке. Лет десять все брали с нас пример, нас уважали, считались с нами. Сейчас нам, европейцам и американцам, это уже не нужно. Космонавтика стала рутинным делом, когда требуется эффективность при минимальных затратах.

 

А что нам нужно?

Сейчас и в ближайшем будущем нужно создавать надежные космические беспилотники. Прежде всего для длительной и эффективной работы на околоземных орбитах. Связь, навигация, разведка, глобальные прогнозы — сегодня все это держится на спутниках, дает огромный экономический эффект, но уже не столь престижно. Сейчас любая страна, университет и даже общество радиолюбителей могут заказать себе стандартный спутник. А вершиной космонавтики считается сегодня запуск межпланетных аппаратов, которые приносят истинно престижные достижения. Именно на этом нужно сосредоточиться.

Сотрудники ЮУрГУ приняли участие в конференции «Перспективы ...

Кто сейчас изучает дальний космос? Американцы, европейцы, японцы. А мы давно уже не запускали межпланетные зонды и страшно в этом отстали. Создание роботов, в отличие от пилотируемой космонавтики, дает возможность стимулировать наш технический уровень. Это нам нужно для повышения собственной технической культуры.

 

 
  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Летим к астероидам

Что мешает нам существовать в космосе?

Прежде всего радиация. Второе — невесомость. Когда организм не чувствует нагрузки в виде силы тяжести, он резко ослабляет многие свои функции, например кости становятся более ломкими, потому что кальций вымывается. Единственный метод борьбы с этим — тренировка. Много времени на станции космонавт должен крутить педали велотренажера и растягивать резиновые жгуты. Постоянный шум: работают десятки вентиляторов, перемешивая воздух. Дикая теснота. Проблемы с гигиеной. Конечно, большая зарплата и почести на всю жизнь. Но если лично для космонавта главное — все вытерпеть, не погибнуть и вернуться, то мы на Земле должны думать об эффективности такой работы. Ведь мы за нее платим.

Олимпиада по истории авиации и воздухопл

Если все-таки лететь, то куда? К астероидам?

Да. Это самый простой путь научиться человеку летать далеко. Ладно, если мы не хотим навсегда убирать человека из космоса — а мы этого, естественно, не хотим, — то давайте делать новые шаги. Астероиды — маленькие тела, которые почти не притягивают к себе. Поэтому космический корабль подлетает к астероиду, как катер. Раз — причалил, остановился. Надо лететь дальше — оттолкнулся и полетел. Это просто. Это совсем не то, что лететь на Марс… Это будет новый шаг. Американцы это понимают, у них запланированы полеты астронавтов к астероидам.

 

И какой в этом практический смысл?

Никто этого пока не знает. Потому что снаружи астероид — это просто камень. Но в нем может быть много железа. Но даже если он будет из золота, добывать его там для Земли было бы слишком дорого. А вот для производства в космосе материал астероидов очень полезен. Но пока это лишь мечты. Сначала нужно создать надежную электронику.

image.jpeg.07ebebdb0d79906d0e039912e1d9a3c8.jpeg

А почему в России о полетах человека на Марс ведутся разговоры, а о полетах на Луну или астероиды — нет?

Потому что Марс — это ни к чему не обязывающий символ. О нем можно говорить годами: «Когда-нибудь полетим…» А китайцы молчат про Марс, они ставят перед собой реальные цели. Вообще, космос — это очень удобный плацдарм для изучения и освоения Земли. Но для жизни человека в космосе нет ничего. Там пусто. Можно создавать искусственную среду, но лишь за счет Земли.

Современный культурный человек уходит из вредных сред и оставляет вместо себя роботов. По-моему, патриотизм состоит не в том, чтобы «рожденный в России человек ступил ногой на Марс», а в том, чтобы рожденные в России и получившие здесь образование инженеры спроектировали, а грамотные работники смогли построить высококлассный космический робот, автомобиль, самолет.

Недра Марса

Является ли космос до конца нейтральной территорией?

Он начинается с высоты около 150 километров над Землей, и это пространство уже не принадлежит никому, как Антарктида; согласно международным договорам оно не может быть поделено. Но по факту, кто там работает, тот его реально и эксплуатирует. Сегодня можно сказать, что Солнечная система в основном принадлежит американцам. Они знают, как она устроена, и умеют там работать. Глубокий космос сегодня принадлежит им. И завоеван он не людьми, а автоматами.

image.jpeg.28b4dffc3a533b064102318ec55f4058.jpeg

Значит, космонавтика будущего — это полеты без человека, никаких космонавтов, плавающих по орбите в скафандрах?

Я надеюсь, что, по крайней мере в ближайшие десятилетия, это будет именно так. Возможно, что-то изменится, когда мы лучше изучим Солнечную систему и, может быть, найдем те оазисы, где человеку можно работать вместе с автоматами или вместо них. Например, марсианские пещеры или пещеры на астероидах. Там нет радиации, климат получше. База с людьми могла бы там эффективно поработать. Мы еще не придумали робота, который бы лазал по стенкам пещеры, но сами умеем это делать. Вот давайте туда и пошлем пилотируемую экспедицию. А просто так посылать вперед разведчиков и терять при этом людей мне кажется бессмысленно.

 

Можно развивать космическую спелеологию…

Раз есть пещеры в космосе, то должны быть и спелеологи. Надо просто подумать, как это сделать. Сначала отправить роботов, которые погибнут, потом научиться делать роботов, которые не гибнут, а уж потом лезть самим, если выяснится, что условия там нормальные. В конце концов, создадим базу и будем гордиться теми, кто работает в недрах Марса.

И создавать там запасную площадку на случай беды с Землей?

Это отдельная и очень важная задача: клонировать информационный багаж человечества, все знания, созданные нашей цивилизацией. Давайте хотя бы накопленное на сегодняшний день закрепим и отнесем в надежное место, мало ли что. На всякий случай. Хорошо бы такое хранилище создать на Луне и где-нибудь еще.

Пещера и свет

Вы хотели в детстве полететь в космос?

Я с детства знал, что не полечу: вестибулярный аппарат слабый. Один раз как следует покачавшись на качелях, я это понял. Очень редкие люди способны на космические полеты.

Атмосфера Марса - это... Что такое Атмосфера Марса?

Не обидно?

Конечно, нет. Даже если бы вдруг предложили — отказался бы. Мне просто жалко затрат на транспортировку моего тела туда и обратно, с помощью которых можно сделать что-то полезное на Земле. Например, лекции читать, студентов учить. Мы даже не представляем, насколько комфортнее была бы наша жизнь на Земле, если бы безумная прорва денег не уходила на военные проекты, на бессмысленные космические затеи.

 

А если бы не было никаких ограничений — ни финансовых, ни агрессивной среды в космосе, никаких рисков, — куда бы вы полетели?

Я бы хотел на спутник Сатурна полететь, на Энцелад. Это единственное место, где уже сегодня можно убедиться в существовании жизни или ее отсутствии в подледном океане. Это самое интересное. Потому что с Марсом более или менее ясно, а вот там, вдалеке, очень экзотические объекты: спутники, покрытые льдом, а подо льдом гигантские океаны. Например, на Европе больше воды, чем во всех земных океанах, вместе взятых.

 

Это огромные просторы для жизни. И марсианские пещеры меня очень интересуют, думаю, там найдется жизнь. Марс несильно от Земли отличается, единственное — там атмосферы почти нет. Значит, надо под следующим слоем искать. Пещера — это такой паллиатив: ты там скрыт от радиации, но солнечный свет туда все-таки попадает. Пещера и свет — это очень благоприятное сочетание. Ну, а если уж и там нет жизни, то, наверное, нет нигде… Кроме Земли.

 

Сурдин Владимир Георгиевич астроном, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ). Кандидатскую диссертацию защищал под руководством знаменитого советского астрофизика Иосифа Шкловского. Автор работ «О происхождении ядра галактики», «О динамике гигантских облаков межзвездного газа», «Эффективность звездообразования в гигантских молекулярных облаках», «Звездные скопления с иерархической структурой», «Сверхоболочки и динамика молодых звезд», «Рождение звезд» и др.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Когда у Рэя Брэдбери спросили, почему не сбылись его рассказы, и люди до сих пор не осваивают Марс, писатель ответил:

«…люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Сколько мусора человек оставил в космосе за 60 лет

С момента запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом на орбиту отправлены уже 6 тысяч космических аппаратов.

В каждой стране путь к космосу был своим: например, в Индии запчасти для первой ракеты возили на велосипеде.

Израиль - единственная в мире страна, запускающая спутники против вращения Земли.

 

К 60-летию запуска первого спутника в космос одной из главных проблем его освоения стал космический мусор.

Ученые НАСА предложили способ его утилизации: при помощи тонких космических "одеял" обломки спутников и даже метеориты можно спускать в атмосферу, где они будут сгорать.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites

Да Заман согласен что делать нечего,землю в таком состояние оставляют,что будет тогда с космосом представить сложно )))

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Космический  мусор - проблема землян

Российская академия наук и Роскосмос приступили к разработке национальной программы для исследования и создания методов противодействия угрозам из космоса. Это астероиды, кометы и осколки космических камней. Но больший вред землянам несут не небесные тела, а космический мусор на околоземной орбите.  

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Насколько опасен космический мусор?

Как освоение космоса может улучшить жизнь на Земле? Это обсуждают сейчас участники Форума высокого уровня, проходящего в Дубае. Те же спутниковые технологии уже используются, например, с целью предупреждения о стихийных бедствиях, рационального использования воды, защиты культурных ценностей. Но космическим аппаратам и самим космонавтам, работающим в космосе угрожает опасность: космическое пространство превратилось в огромную мусорную валку.

Ученые: космический мусор скоро уничтожит все спутники | Пикабу

По данным специалистов НАСА, на орбите Земли находится более 23 тысяч фрагментов космических аппаратов размером более 10 сантиметров. А ведь даже миллиметровый осколок может нанести серьезный ущерб космическим объектам. Об угрозе космического мусора мы расспросили Председателя Постоянного комитета по статусу соглашений по космосу Международного института космического права, кандидата юридических наук Андрея Терехова.

 

АТ: Космический мусор – это все то, что было запущено в космос человеком, но перестало приносить какую-либо пользу. По мнению некоторых экспертов, сейчас в космосе, в общем, находятся 300 тысяч или даже более объектов искусственного происхождения общей массой, примерно, пять тысяч тонн. Что интересно, только примерно 5 процентов от этих объектов, от этой массы не являются мусором, т.е. 95 процентов – это космический мусор.

 

НТ: В последнее время много говорят о том, что космический мусор представляет реальную угрозу для человечества на Земле и в космосе. Вы согласны?

АТ: Короткий ответ – да, согласен. Хотя следует понимать, что ту опасность, которую представляет космический мусор, следует различать. Для поверхности Земли, для людей, проживающих на Земле, для наземных объектов такая опасность не очень велика, поскольку, к счастью, Земля окружена атмосферой, и воздух, воздушные пространства представляют собой прекрасную защиту от космического мусора. Подавляющее большинство космических объектов, отслуживших свой срок и сошедших с орбиты, а также их фрагментов, обломков сгорает при входе в плотные слои атмосферы и поэтому не достигают поверхности Земли. Как многие слушатели знают, крупные объекты, например, вышедшие из употребления космические станции, нередко достигают Земли при возвращении.

Астрономы обнаружили обломки планет, которые схожи с планетой Татуин -  ТЕЛЕГРАФ

Они возвращаются чаще всего не в сохраненном состоянии, а в качестве обломков, больших или поменьше. Чаще всего падают в океан, поскольку большая часть земного шара представляет собой водную поверхность. Что же касается космоса, то здесь гораздо более серьезная и все более усугубляющая проблема. Необходимо помнить, что объекты, находящиеся в космосе, двигаются с огромной скоростью. Первая космическая скорость – это почти 8 км в секунду. Достижение этой скорости позволяет объекту находиться на орбите Земли и не падать стремительно на землю под силой притяжения. Ну и следует понимать, что объект, перемещающийся с такой огромной скоростью, может нанести серьезный ущерб в том случае, если он столкнется с действующим объектом или, не дай бог, с космическим аппаратом с космонавтами на борту.

Землю стало не видно в куче космического мусора

Надо отметить, что такие случаи бывали. В 1983 году маленькая песчинка примерно всего в 0,2 мм в диаметре оставила серьезную трещину на иллюминаторе американского шаттла. Всего, по подсчетам специалистов, за время полетов космических кораблей многоразового использования, т.е. шаттлов, было обнаружено более 170 следов от столкновения на иллюминаторах. И потребовалось более 70 замен таких иллюминаторов. В 1996 году на высоте около 660 км французский спутник столкнулся с обломком третьей ступени французской же ракеты «Ариан». В 2006 году в марте произошла авария спутника «Экспресс-АМ11». И, как считается, эта авария, когда он потерял ориентацию и начал неконтролируемое вращение, произошла в результате столкновения с кусочком космического мусора.

 

10 февраля 2009 года коммерческий спутник американской компании «Иридиум» столкнулся с военным российским спутником «Космос-2251». Есть немало других случаев, в которых точно не установлено, что причиной аварии космического аппарата стало столкновение с космическим мусором, но я припоминаю случай с советским спутником «Космос-954», который в 1978 году неожиданно вышел из строя и его обломки упали в Канаде.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Бизнес хочет в космос: в ФРГ строят ракеты и думают о плавучем космодроме

Немецкий стартап пошел по стопам SpaceX Илона Маска. Запуск первой легкой ракеты-носителя намечен на 2021 год. Спрос на спутники связи для цифровой экономики быстро растет.

    

 

Глава фирмы Isar Aerospace Даниэль Метцлер и премьер-министр Баварии Маркус Зёдер

Оттобрунн, 7.9.2020. Глава Isar Aerospace Даниэль Метцлер (справа) и премьер-министр Баварии Маркус Зёдер

Пример Илона Маска и его компании SpaceX оказался заразительным: в космический бизнес пошли немецкие стартапы. Дальше всех продвинулась фирма Isar Aerospace: 7 сентября она приступила в городке Оттобрунн под Мюнхеном к производству легких ракет-носителей для выведения на околоземную орбиту коммерческих спутников. Первый запуск намечен уже на 2021 год.

Коммерциализация космоса: частные инвестиции бурно растут

"Мы хотим создать европейский аналог SpaceX - финансируемое частным образом предприятие по производству космических ракет". Такова амбициозная цель Даниэля Метцлера (Daniel Metzler), основавшего этот стартап в 2018 году вместе с двумя партнерами с целью "демократизировать доступ к космосу". Его освоение, убежден 28-летний предприниматель, даст мировой экономике не меньший импульс, чем развитие всемирной компьютерной сети: "Космос станет новом интернетом, и его коммерциализация идет уже полным ходом". 

Мыс Канаверал, 30 мая 2020. Частая компания SpaceX впервые запустила пилотируемый космический корабль

30 мая 2020 SpaceX осуществила первый частный запуск пилотируемого космического корабля

Немецкий бизнес намерен в этой коммерциализации активно участвовать, указывает экономическая газета Handelsblatt в статье под заголовком "Ракеты Made in Germany: Германия стремится в космос". "Никогда еще в освоение космоса не вкладывалось столько частных денег, как сейчас, и тренд идет по нарастающей", - рассказал изданию специалист по космическому праву Инго Бауман (Ingo Baumann), хорошо знакомый с ситуацией в аэрокосмической отрасли, поскольку его юридическая фирма BHO Legal консультирует многих ее представителей.     

По данным Handelsblatt, в последнее время в ФРГ появилось порядка 80 фирм, занимающихся либо разработкой и производством ракет, спутников или компонентов к ним, либо предоставлением связанных с космическими полетами услуг или данных - всем тем, что обозначают ныне термином New Space. Под это понятие подпадают все частные инновационные компании, занимающиеся освоением космоса независимо от правительств с коммерческими, а не научными или военными целями.

New Space в Германии: ракеты-носители для спутников связи

Речь идет, прежде всего, о запуске спутников связи. Они необходимы для бурно развивающейся на планете цифровой экономки, для "Индустрии 4.0", для автономного вождения. Handelsblatt ссылается на прогноз американского инвестиционного банка Morgan Stanley, согласно которому глобальный рынок выведения на орбиту космических летательных аппаратов до 2023 года удвоится и достигнет 6,9 миллиардов долларов. Растущий спрос рождает растущее предложение.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

В Германии над созданием ракет-носителей для доставки в космос малых и средних грузов работают сейчас сразу три фирмы. Наряду с мюнхенской Isar Aerospace это аугсбургская Rocket Factory Augsburg - дочернее предприятие аэрокосмической компании OHB из Бремена, и HyImpulse Technologies в городке Нойенштадт-ам-Кохер, недавно основанная Немецким центром аэрокосмических исследований (DLR).

Бюлент Алтан, бывший главный инженер SpaceX

Бюлент Алтан, бывший главный инженер SpaceX, вложил деньги в ракетостроительный стартап

Молодые основатели Isar Aerospace сумели привлечь крупных и именитых инвесторов. Это сразу несколько венчурных фондов, в том числе Airbus Ventures - подразделение европейского аэрокосмического гиганта Airbus, специализирующееся на вложениях в новые высокотехнологичные компании. В число инвесторов входит и Бюлент Алтан, работавший раньше главным инженером SpaceX у Илона Маска, а затем создавший компанию для рисковых инвестиций в предприятия New Space.

Бюлента Алтана удалось привлечь и в качестве консультанта. Советником стартапа стал также Роберт Шмукер (Robert Schmucker) - один из самых известных немецких специалистов в области авиационной и космической техники, профессор Технического университета Мюнхена.

Ракетные двигатели из 3D-принтера

Этот богатый традициями вуз, один из лучших в Германии, окончил 28-летний инженер Йозеф Флайшман (Josef Fleischmann) - сооснователь и главный операционный директор Isar Aerospace. Во время учебы, рассказывает Handelsblatt, он участвовал в студенческом научном проекте. Их группа разрабатывала реактивные двигатели для метеорологических ракет, а камеры сгорания для них изготавливала с помощью 3D-принтеров.

Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер осматривает ракетный двигатель, разработанный комапнией Isar Aerospace

Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер осматривает ракетный двигатель комапнии Isar Aerospace

Такую технологию использует и стартап Isar Aerospace. По словам Йозефа Флайшмана, "раньше производство камеры сгорания длилось месяцами, сегодня мы справляемся с этим за несколько дней". Он убежден: "Основным рычагом для повышения экономичности в ракетной индустрии является автоматизация производства".   

Именно двигатели мюнхенского стартапа вызвали в свое время интерес инвестора и консультанта Бюлента Алтана. Говоря в конце 2018 года в интервью немецкому порталу t3n, специализирующемуся на технологических темах, о своих инвестиционных планах в Германии, он рассказал: "Меня, к примеру, очень заинтриговало то, чем занимаются ребята из Isar Aerospace. Они делают оригинальные двигатели, с помощью которых в космос можно будет запускать небольшие ракеты-носители".

Isar Aerospace: будем гибче и дешевле традиционных ракетостроителей 

Основатели стартапа назвали свое детище Spectrum. Длина ракеты - 27 метров, на низкую околоземную орбиту она сможет поднимать до 1200 килограммов полезного груза, что делает ее "самой мощной в Европе ракетой, созданной на частные деньги", рассказал глава компании Даниэль Метцлер на церемонии начала производства журналистам и почетному гостю - Маркусу Зёдеру (Markus Söder), премьер-министру Баварии. Эта федеральная земля превратилась в последние годы в один из европейских центров New Space. 

Тяжелые ракеты Ariane 5 Европейское космическоен агентство ESA запускает с космодрома Куру

Тяжелые ракеты Ariane 5 европейские страны запускают с космодрома Куру (Южная Америка)

По словам Метцлера, главное преимущество его фирмы перед традиционными крупными ракетостроителями состоит в гибкости и низких ценах. В своем производственном цеху в Оттобрунне компания Isar Aerospace, в которой сейчас работают, по данным агентства dpa, всего около 100 человек, сможет одновременно изготавливать три ракеты. Обеспечить запуск, утверждает он, можно будет в течение всего нескольких месяцев или даже недель.

Немецкий плавучий космодром в Северном море: Берлин изучает вопрос

Преимущество, подчеркнул глава фирмы, еще и в том, что сравнительно небольшую ракету достаточно просто доставлять к месту запуска на обычных грузовиках. На вопрос, где именно состоится первый запуск Spectrum, намеченный на 2021 год, Даниэль Метцлер ответил, что обсуждаются "полдюжины" возможных площадок в Европе.

Вид из космоса на Северное море

Вид из космоса на Северное море, где могут разместить немецкий плавучий космодром

В среднесрочной перспективе постоянный космодром для запуска легких ракет-носителей может появиться даже в густонаселенной Германии - но не на суше, как одно время предлагалось, а в водах Северного моря. 4 сентября головное объединение деловых кругов ФРГ, Федеральное объединение немецкой промышленности (BDI), и руководители ряда аэрокосмических фирм представили министерству экономики ФРГ технико-экономическое обоснование плавучего космодрома.

По данным Handelsblatt, государственное участие в его финансировании составило бы довольно скромную сумму - 30 миллионов евро в первые шесть лет. 7 сентября, когда в Мюнхене начали изготавливать первую легкую немецкую ракету-носитель, министерство сообщило в Берлине, что изучает представленный проект.  

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
Спутники и космический мусор на орбите Земли
Автор поднимает важную проблему: в околоземном пространстве накопилось так много опасных объектов, что ряд научных коллективов со всего мира написали тревожный доклад на эту тему. Космос надо чистить, ведь там находятся 165 тысяч опасных объектов, причем 150 тысяч из них не отслеживаются.

Forbes (США): 50 самых опасных объектов, находящихся на околоземной орбите

Группа экспертов составила список самых опасных фрагментов космического мусора, которые находятся сегодня на низкой околоземной орбите. Они отмечают, что нужно как можно скорее удалить их оттуда, пока не произошла катастрофа.

 

11 отдельных коллективов из таких стран, как США, Россия, Китай, Япония, а также из Европы проанализировали тысячи крупных космических обломков, обращающихся в настоящее время вокруг Земли, и составили доклад, который будет представлен в октябре на Международном конгрессе астронавтики.

Цель этой работы заключалась в том, чтобы совместно решить, какие объекты могут образовать наибольшее количество космического мусора в случае столкновения. Ученые составили классификацию этих объектов по степени вероятности их столкновения с другими объектами, а также по массе, высоте и некоторым другим показателям.

 

Каждая группа провела собственную оценку, чтобы определить наиболее опасные объекты, после чего их списки были сведены в общий перечень из 50 объектов.

«Такого раньше никогда не было. 11 разных команд из 13 стран и организаций договорились о том, какие объекты наиболее опасны», — сказал ведущий автор доклада Даррен Макнайт (Darren McKnight) из американской фирмы «Сентори» (Centauri).

 

Ученые надеются, что поднятая ими тревога по поводу таких объектов заставит правительства и авиакосмическую отрасль действовать, начав работу по ликвидации космического мусора. К нему сегодня относятся 3 000 исчерпавших свой ресурс и вышедших из строя спутников, 15 000 небольших фрагментов, которые можно отследить, и 150 000 смертоносных неотслеживаемых космических обломков. Этот мусор представляет серьезную опасность для спутников как сейчас, так и в будущем.

 

К первым 20 объектам из списка относятся большие ракетные ускорители, запущенные в космос Советским Союзом и Россией (в перечне их называют СНГ — Содружество независимых государств) в период с 1987 по 2007 годы. Каждый такой ускоритель (обозначение в списке SL-16 R/B) весит 9 000 килограммов, а высота их орбиты превышает 800 километров. В случае столкновения двух таких ускорителей произойдет катастрофа, так как количество образовавшегося мусора будет огромно.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

«Если столкнутся два 9-тонных объекта, количество мусора на низкой околоземной орбите мгновенно удвоится, — говорит Макнайт. — Появится 15 000 отслеживаемых объектов. Это будет самое серьезное событие из всех возможных. И шансов на такое столкновение каждый год не один на миллион, а один на тысячу».

 

Эти ракетные двигатели летают в космосе вместе группами, то есть, они сохраняют одну и ту же орбитальную траекторию относительно друг друга. «Такие скопления формируются десятилетиями, — говорит Макнайт. — Риск существует круглый год. И с каждым годом совокупная вероятность столкновения возрастает».

В список также включили несколько спутников, самым опасным из которых считается запущенный в 2002 году Европейским космическим агентством и ныне не действующий спутник ENVISAT. Он весит 7 800 килограммов, а высота его орбиты составляет 765 километров. Серьезную опасность также представляет выведенный на орбиту в 2001 году российский спутник «Метеор 3М» и запущенные в 1996 и 2002 года японские спутники ADEOS I и ADEOS II.

 

Остальная часть списка почти целиком состоит из российских ракетных ускорителей и спутников, а также из двух японских ракетных ускорителей, одного китайского и одного французского. В целом 43 объекта из перечня — российского происхождения, и в это число входят 35 ракетных ускорителей и восемь спутников.

 

Цель подготовленного доклада — показать, какие объекты следует ликвидировать в первую очередь, чтобы очистить околоземную орбиту от космического мусора. В последние годы выдвинуто несколько предложений о том, как это сделать. В частности, есть проект японской компании «Астроскейл» (Astroscalе) и британский проект «Удалить мусор» (RemoveDEBRIS), которые предусматривают захват таких объектов и их буксировку в верхние слои атмосферы.

 

Вместе с тем, в докладе отмечается, что 37 объектов из 50 по списку имеют массу свыше 2 000 килограммов. Прежде всего, это крупные российские ракетные ускорители, оставленные на околоземной орбите. Чтобы решить эту проблему, придется придумать способы для предотвращения столкновений, не пытаясь убрать эти объекты с орбиты, так как их возвращение в плотные слои атмосферы представляет серьезную опасность.

 

«Своевременное предотвращение столкновений (скажем, за счет применения облаков газа, меняющих траекторию объектов), долговременные решения по снижению опасности мусора и нанобуксиры — это три разных подхода, — говорит Макнайт. — Идея заключается в следующем. Увидев, что объекты опасно сближаются, надо слегка подтолкнуть один из них во избежание столкновения».

 

ООН разработала для компаний и стран необязательные для исполнения инструкции по ликвидации их космического мусора в течение 25 лет. Однако никто эти инструкции не выполняет. Многие хотят, чтобы правительства предпринимали более решительные действия по очистке орбиты от космического мусора. Только так можно обеспечить будущим поколениям такой же доступ к космическому пространству, какой мы имеем сегодня.

 

Макнайт с коллегами надеется, что их доклад поможет людям осознать те огромные опасности, которые представляет орбитальный мусор, и понять, что эту проблему нужно срочно решать. Сейчас большинство людей вспоминают фильм «Гравитация», где показан синдром Кесслера, как называют цепную реакцию столкновений космических обломков. Однако такой сценарий будет возможен только через несколько столетий.

 

«В ближайшие 10 лет нас будет тревожить отнюдь не синдром Кесслера, — говорит Макнайт, — а то обстоятельство, что работоспособные спутники не смогут надежно функционировать из-за большого количества смертоносных и неотслеживаемых обломков. Это отразится на глобальной экономике, на связи, на дистанционном зондировании, на борьбе со стихийными бедствиями и авариями, а также на финансовых операциях».

 

«Такое развитие событий не столь эффектно и ярко, как „Гравитация", но оно более вероятно, и последствия для людей будут намного существеннее».

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Our picks

    • Письмо от Коли Бакинского тезке Николу Пашиняну
      Уважаемый Никол Воваевич,
       
      Пишу Вам из Баку со словами благодарности и поддержки, так как уверен, что Вы очень много сделали и хотели сделать для своего народа, да и моего тоже, но, в силу объективных и субъективных факторов, Вам это не удалось. Прошу Вас, не отчаивайтесь, с кем не бывает. Главное - благие намерения, хотя ими и вымощена дорога в ад.
      Я искренне не понимаю того оголтелого фанатизма и национализма на сказочно красивой Театральной площади (как многим известно, Ереван - это маленький Париж, правда, очень маленький, может, и не Париж вовсе, но тоже сойдёт), что мне, к глубокому прискорбию, пришлось наблюдать через российские СМИ. Как эти недальновидные, даже где-то, может быть, тупые люди не понимают, что Вы сделали очень решительный, мужественный шаг и остановили войну, и тем самым спасли столько жизней.
        • Milli
        • Haha
      • 1 reply
    • Азербайджанские войска вошли в Кельбаджар ОБНОВЛЕНО 25 Ноября 2020, 01:04  |   12292 просмотров Подразделения Азербайджанской армии вошли на территорию Кельбаджарского района. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Минобороны Азербайджана.
      «Согласно трехстороннему Заявлению, подписанному Президентами Азербайджанской Республики, Российской Федерации и премьер-министром Республики Армения, подразделения Азербайджанской Армии 25 ноября вошли в Кельбаджарский район.
      Для обеспечения движения наших подразделений в этом направлении завершены инженерные работы, производится разминирование и подготавливаются труднопроходимые горные дороги по маршруту движения войск.
      В течение дня будут представлены фото и видеоматериалы из Кельбаджара», - говорится в сообщении.
      https://haqqin.az/news/194630
        • Milli
        • Upvote
        • Like
      • 1,277 replies
    • Здравствуйте, дорогие читатели форума!
       
      Меня зовут Гаджиагаева Айсель.
       
      Я педиатр и консультант по грудному вскармливанию в БАКУ. Я являюсь создателем проекта "ANALIQ MƏKTƏBİ" и администратором соответствующей страницы в Инстаграме и Фейсбуке, а так же канала в Telegram'е. Целью моего проекта является просвещение матерей в вопросах грудного вскармливания и педиатрии. Я уже помогла сотням матерей на бесплатной основе онлайн. До начала карантина с сентября 2019 года и до середины марта 2020 года я проводила бесплатные семинары для беременных и матерей новорожденных детей для просвещения и помощи, а так же для длительного успешного грудного вскармливания.
       
      Будучи педиатром с высокой квалификацией, я принимаю пациентов в частной в клинике, а так же на дому пациента платно. Стоимость выезда на дом зависит от места жительства пациента (в частности, от расстояния, на которое нужно ехать). Ко мне  так же можно обращаться через Whatsapp по номеру (070)9909887. Платные консультации онлайн так же возможны.
      И так, к этой теме я буду публиковать важную информацию о грудном вскармливании. Публикации будут на обоих языках. Можете смело задавать вопросы, связанные с кормлением грудью. Всё,  на что будет возможно ответить онлайн, я объясню. О дальнейших шагах можно поговорить лично.
       
      На вопросы о здоровье и развитии ребенка отвечаю только после обследования малыша.
       
      Так же очень хотелось бы начать проводить встречи группы поддержки ГВ. Всё жду конца карантина для этого...
       
      И так, начнем!
      • 0 replies
    • Ədv Geri Al
      Artıq ticarət və iaşə obyektlərində ödənişlər zamanı tutulan əlavə dəyər vergisini (ƏDV) geri almaq mümkündür.
      BAKU.WS xəbər verir ki, qanunun bu tələbinin həyata keçirilməsi üçün proses tamamlanıb.
      Müştəri ƏDV-ni geri ala bilmək üçün ilk öncə edvgerial.az saytından qeydiyyatdan keçməlidir.
      Qeydiyyatdan keçərkən sizə şəxsiyyəti təsdiq edən sənədin FİN-i, doğum tarixi və mobil nömrə lazım olacaq. 
      Qeydiyyatdan keçdikdən sonra əməliyyatları həyata keçirə bilərsiniz.
      https://edvgerial.az/az
        • Upvote
        • Like
      • 1,351 replies
    • Готов ли Азербайджан к новому отопительному сезону?
       Отопительный сезон ежегодно стартует в Азербайджане 15 ноября, а в горных и предгорных областях еще раньше - с первого ноября. Но тепло, к сожалению, доходит далеко не до всех жилых домов даже в самый разгар отопительного сезона, и потому эти даты многим жителям страны вообще ни о чем не говорят.
       
      В этом году по всей республике отопление получат 3850 жилых зданий, рассказал Sputnik Азербайджан начальник абонентской и клиентской служб ОАО Azəristiliktəchizat Рафиг Алиев.
       
      В прошлом году цифра была чуть меньше - 3830, тем самым налицо, пусть и небольшое, но увеличение числа жилых зданий, обеспеченных отоплением. В рамках программ социально-экономического развития регионов растет число домов с отоплением и в районах республики. Трудности с подачей тепла в дома, по словам Алиева, связаны с рядом причин.
      В настоящее время идет работа по ремонту и переустановке отопительного оборудования, чтобы подключить к централизованной системе отопления старые жилые дома. Кроме того, продолжается строительство и модернизация котельных, а также прокладка новых линий между дворами и кварталами.
       
      Обеспечить теплом все дома одновременно невозможно, замечает Алиев. Эти работы ведутся по мере выделения средств в соответствии с существующей государственной программой.
       
      При этом он указал, что в прежние годы жильцы некоторых зданий во время ремонта в своих квартирах перекрыли или вовсе отрезали отопительные трубы. И теперь, чтобы восстановить подачу тепла в квартиры, они должны будут сами их отремонтировать. В рамках госпрограммы средства на восстановление линий подачи тепла в квартирах не выделяются.
       
      Представитель структуры утверждает, что в течение отопительного сезона с помощью 550 котельных ОАО теплом будут обеспечены 3850 жилых зданий, 290 школ, 150 детских садов, 160 медучреждений и около 1600 объектов социального и хозяйственного назначения.
      Обеспечение теплом старых домов требует очень больших средств, сказал в свою очередь эксперт в сфере жилья и недвижимости Рамиль Османлы. Поэтому правительство решает эту проблему поэтапно в рамках реализации государственных программ.
        • Milli
        • Downvote
        • Like
      • 234 replies
    • Атавизм оставшийся от бессмысленной и беспощадной борьбы с коронавирусом это отсутствующий городского транспорта по выходным
      Вопросов два: в чем смысл и доколе
       
      Вторая проблема это  алиэкспресс, нас всех лишили возможности покупать многое по примлемым ценам
      как это бьет по нашему карману, не стоит даже говорить.
       
      И третья проблема комендантский час. Сумасшедшие пробки с 5 вечера, незаконное удержание в кпз нарушителей. Все это по крайней мере странно
      Посты имеют место быть, правда единственная польза от них. это то что они реально обыскивают машины.  Возникает вопрос, если взрывчатку  невозможно провезти ночью что мешает  сделать это днем. 
       
      В сухом остатке от этих мер мы все имеем только головную боль.  Очень хочется попросить ответственных лиц хоть как то показать пользу от принятых мер.
       
       
        • Milli
        • Like
      • 43 replies
    • Мониторинг ОПЕК+ назвал риск ухудшения ситуации на рынке нефти
       
      Неопределенность на рынке нефти возрастает в связи с началом второй волны коронавируса, в ОПЕК+ допускают замедление темпов восстановления экономики.
      Как передает Report, об этом говорится в проекте коммюнике мониторингового комитета ОПЕК+, заседание которого проходит в эти часы.
      "Комитет отмечает, что первые признаки восстановления мировой экономики были нивелированы возросшим числом заболеваний коронавирусом в странах - потребителях нефти", - говорится в проекте документа. В нем отмечается, что волна коснулась Северной и Южной Америки, Азии и Европы. "К зиме некоторые регионы мира могут быть снова закрыты на карантин полностью или частично, что подвергает спрос на нефть большому риску", - отмечается в документе.
      Рыночные условия в проекте коммюнике называются нестабильными, а перспективы несут "преобладающий риск неопределенности и ухудшения ситуации на рынке нефти".
       
        • Upvote
        • Like
      • 848 replies
    • Пользуясь случаем с победой дорогой народ Азербайджана!
      Поразмышлять на такую свободную тему, что бы вы сделали, если бы вам на голову свалился миллиард долларов? Тема ради смеха конечно же, шутки и дурачество приветствуются.
        • Facepalm
        • Haha
        • Like
      • 89 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    No registered users viewing this page.

  • Today's Birthdays

    1. _XpycT_ (33 years old),
    2. Anastasiya Ponomareva (54 years old),
    3. AndyAnar (27 years old),
    4. Ariana (35 years old),
    5. aydisha (43 years old)
  • Popular Now



×
×
  • Create New...