Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Тюркологические публикации на сайте "Проза.ру"


Recommended Posts

Курганная культура на Южном Кавказе появляется в то время, когда здесь
возрастает роль скотоводства, и главным источником наших знаний о жизни местного
населения служат курганные захоронения. Интенсификация животноводства могла
быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства — яйлажному
скотоводству. Предки азербайджанцев первыми из скотоводов Евразии освоили вертикальный  способ кочевания, при котором стада весной угоняются на богатые горные пастбища. Это подтверждается топографией курганных могильников, расположенных у перевалов высоко в горах.
 К.Х.Кушнарева(армянка из Тбилиси) ведущий российский археолог более 20 лет исследовала археологические памятники Южного Кавказа. Она руководила археологической экспедицией на территории карабахской области Азербайджана (курганный могильник Ходжалы, поселениеУзерлик у Агдама). Еще в 1966 году
К.Х.Кушнарева написала в Кратких сообщениях института археологии Академии наук СССР (работа написана совместно с известным археологом А.Л.Якобсон): «Для решения проблемы возникновения и развития полукочевого скотоводства коллективу экспедиции пришлось расширить зону работ, включив сюда прилегающую к Мильской степи область Нагорного Карабаха. Лишь параллельное изучение синхронных памятников степных и горных районов могло ответить на вопрос, какие сдвиги произошли в хозяйственном укладе населения Азербайджана к концу II тысячелетия до н.э. и в какой зависимости находились эти два географически разные области? Исследованию был подвергнут Ходжалинский курганный могильник (разведки К.Х.Кушнаревой), расположенный на магистральном пути, идущим из Мильской степи на высокогорные пастбища Карабаха. Шурфовка внутри огромной каменной ограды (9 га), где не оказалось культурного слоя, позволила высказать предположение, что ограда эта служила, скорее всего, местом для загона скота, особенно во время нападения врагов. Сооружение значительных по величине погребальных курганов высоко в горах, на путях перекочевок, а также резко возросшее по сравнению с предшествующим периодом количество сопровождающего оружия (Ходжалы, Арчадзор, Ахмахи и др.) указывают на господство в этот период полукочевой, яйлажной формы скотоводства. Однако для подкрепления этого вывода необходимо вернуться в степь с целью обнаружения и изучения там поселений, куда на зимние месяцы скотоводы спускали с гор сильно разросшие к тому времени стада.
Надо оговориться, что если в предгорных и горных районах Азербайджана до начала
работы экспедиции было исследовано много главным образом погребальных
памятников конца II - начала I тысячелетия до н.э., то ни одно поселение в Мильской степи не было открыто. В качестве объекта для раскопок избрали поселение,расположенное у подошвы одного из трёх курганов – гигантов в урочище Уч-тепе.
Здесь в глубокой степи, среди обширных пастбищ были открыты небольшие
прямоугольные землянки, использовавшиеся только в качестве зимников. Отсюда с
весны население и скот перебирались в горы, а заброшенные землянки, разрушаясь,
ждали их возвращения глубокой осенью. Таким образом, раскопками синхронных
степных и горных памятников с бесспорностью было доказано, что в конце II - начале I тысячелетия до н.э., на территории Азербайджана уже сложилась та форма отгонного, яйлажного скотоводства, которая господствует здесь до настоящего времени и заставляет археологов и историков рассматривать эти районы на протяжении трех тысячелетий как единую, объединенную одной исторической судьбой культурную и хозяйственную область!». (К.Х.Кушнарева, А.Л.Якобсон. Основные проблемы и итоги работ азербайджанской экспедиции. Академия наук СССР. Краткие сообщения института археологии, 1966 год, выпуск 108.)
 В 1973 году К.Х.Кушнарева возвращаясь к этой теме пишет: «Нам хорошо
известен всесторонне обоснованный тезис Б.Б.Пиотровского о скотоводстве как о
доминирующей форме хозяйствования у древних аборигенов Кавказа.
Складывающаяся в основных своих чертах, по видимому уже в конце III тысячелетия
до н.э. и сохранившаяся до наших дней форма яйлажного скотоводства с выгоном скота в весеннее-летний сезон на горные пастбища, заставляет рассматривать степные просторы Миля, где возвышаются курганы, и горный массив соседнего Карабаха как единый, объединенный одной исторической судьбой культурно-хозяйственный район.
Природа этих районов диктует людям условия и сейчас. Форма хозяйства здесь
осталась прежней. Работая в Мильской степи в течение многих лет, мы, участники
экспедиции, два раза в год наблюдали «переселение народов», при котором весной
кочевники со своими семьями и необходимым для длительного житья, а также
переработки мясных и молочных продуктов инвентарем грузились на лошадей,
верблюдов, ослов и сопровождали на кочевья в горы огромные отары мелкого рогатого
скота; поздно осенью эта лавина спускалась вниз, в степь, причем часть зимников
располагалась непосредственно в районе наших курганов». (К.Х.Кушнарева. К
вопросу о социальной интерпретации некоторых погребений Южного Кавказа.
Академия наук СССР. Краткие сообщения института археологии, 1973 год, выпуск
134.)
 В 1987 году К.Х.Кушнарева еще раз возвращается к этой теме и пишет: «Рядом с
Ходжалинским могильником, расположенным на магистральном пути скотоводов,
ведущем из Мильской степи на высокогорные пастбища Нагорного Карабаха, была
выявлена каменная ограда, окружавшая площадь в 9 га; это, скорее всего, был загон для скота в периоды возможных нападений. Сам факт существования крупного курганного могильника на скотопрогонном пути, а также большое количество оружия в могилах Карабаха указывали на интенсификацию скотоводческого хозяйства и существование в этот период яйлажной формы, способствовавшей накоплению больших богатств. Для подкрепления этого вывода надо было вернуться в степь для изучения поселений, куда на зимние месяцы скотоводы спускались с гор. Такие поселения раньше не были известны. В качестве объекта для раскопок было выбрано поселение около большого Учтепинского кургана; здесь была открыта группа небольших землянок-зимников.
Отсюда с весны скотоводы перебирались в горы, а глубокой осенью возвращались
обратно. И сейчас форма хозяйства осталась здесь прежней, причем часть землянок
современных скотоводов располагается на том же месте, где находилось древнее
поселение. Таким образом, работами экспедиции был выдвинут и обоснован тезис о
времени сложения отгонного скотоводства и о культурно-хозяйственном единстве
степного Миля и горного Карабаха уже в конце II - начале I тысячелетия до н.э.,
единстве, основанном на общей экономике. Экспедицией установлено, что в древности
степь жила многоукладным хозяйством, в оазисах, орошаемых каналами, процветало
земледелие и скотоводство; здесь располагались крупные и небольшие стационарные
поселения с прочной сырцовой архитектурой. В пустынных межоазисных районах в
зимнее время обитали скотоводы; они создавали недолговечные поселения другого
типа- землянки, которые с весны до осени пустовали. Между обитателями этих
функционально-различных поселений осуществлялись постоянные экономические
связи». (К.Х.Кушнарева. Значение азербайджанской (оренкалинской) экспедиции для
археологии Кавказа. Академия наук СССР. Краткие сообщения института археологии,
1987 год, выпуск 192.)
 В статье «Ходжалинский могильник» К.Х.Кушнарева пишет: «Ходжалинский
могильник является памятником уникальным. Взаимное расположение различных
типов курганов и анализ археологического материала указывает на то, что могильник
этот создавался постепенно, в течение многих столетий: самые ранние из имеющихся
здесь курганов—малые земляные—датируются последними веками II тыс. до н. э.;
курганы с каменными насыпьями—VIII—VII вв. до н… Он должен рассматриваться в
тесной связи с другими памятниками предгорных, горных, а также степных районов
Армении и Азербайджана. И такая постановка вопроса правомерна, если учесть
специфику формы хозяйства, которая сложилась в этих районах к концу II тыс. до н. э.
Речь идет о полукочевом скотоводстве. Древнейшими путями, по которым
осуществлялись культурные связи племен, обитавших в степных и горных районах,
служили главные водные артерии (в Карабахе—Тертер, Каркар-чай, Хачин-чай), вдоль
которых, как правило, группируются ныне археологические памятники; по этим же
путям шло (как и в настоящее время) ежегодное передвижение кочевников-скотоводов.
Весь облик самих курганов, а также особенности инвентаря характеризуют племена,
создавшие этот памятник, как скотоводческие. Курганы-гиганты, в которых
хоронились вожди племен, могли возникнуть лишь в результате коллективных усилий
большого объединения людей. Расположение памятника на древней кочевой
магистрали позволяет думать, что этот комплекс создавался постепенно
скотоводческими племенами, передвигавшимися по ней ежегодно со своими стадами.
Такое предположение может скорее всего объяснить грандиозные размеры могильника,
который не мог быть воздвигнут обитателями какого-нибудь одного ближайшего
поселения». (К.Х.Кушнарева. Ленинград. 1970) hpj.asj-oa.am/1532/1/1970-3(109).pdf
 Этнокультурное различие погребальной обрядности предков азербайджанцев  (прототюрки), наиболее яркое отражается именно в курганных захоронениях. В этом
мы можем убедится сравнивая основные черты и детали погребальной обрядности
вышеупомянутых народов и племен (иранцы, пранахо-дагестанцы, правайнахцы,
хуррито-урарты, кавказо-картвелы и др.) отраженных в синхронных археологических
материалах.
 Например, по мнению некоторых исследователей у предков современных северокавказских народов (чеченцы, ингуши) в древности были разнообразные погребальные сооружения (каменные ящики, склепы, ямы, перекрытые каменными плитами - в горах; ямы, перекрытые деревом, гробницы, сложенные из бревен и перекрытые деревом - в предгорьях Северного Кавказа ), которые были широко распространены здесь с III тыс. до  Дагестанские народы, издревле проживающие на Кавказе в основном хоронили своих сородичей в грунтовых ямах. Например, дагестанский исследователь Бакушев М.А. пишет: «Проведенное изучение погребальных комплексов показывает, что ведущим типом погребального сооружения на территории Дагестана в  исследуемый период (III в. до н.э.-IV в. н.э. –Г.Г.) являлась простая грунтовая могила
(яма), иногда окруженная кольцом или полукольцом из камней, иногда с частичной
обкладкой могилы камнем, нередко с перекрытием из каменных плит. Грунтовые ямы
представлены двумя основными в плане формами - широкими овальными и
прямоугольными и узкими удлиненно-овальными и удлиненно -прямоугольными…Среди погребений местных племен встречаются так называемые вторичные и расчлененные. Как отмечалось, исследователями не даны весомые объяснения этой обрядности, не определена ее религиозно-идеологическая основа, что обусловлено, прежде всего, трудностью интерпретации остеологических остатков, наблюдаемых в археологической практике. Предложенное в работе понимание вторичных захоронений предполагает и осуществление особых погребальных и иных обрядов и обычаев, таких как выставление трупа, изоляция немощных и последующее их захоронение, связь с обрядом вызова дождя, с перезахоронением умершего и т.д., что находит некоторое подтверждение в этнографических материалах, в сведениях письменных источников. Обряд же расчлененного погребения наблюдается в единичных случаях и, как думается, в первую очередь, связан с человеческим жертвоприношением (что исключает термин «погребение»), а также с особыми обстоятельствами смерти или качествами конкретного человека, к которому была применена подобная процедура, не входящая собственно в понятие «погребальный обряд». К этому же типу относятся и погребения отдельных человеческих черепов, встреченные в некоторых погребениях могильников Дагестана, в которых нашли отражение, с одной стороны, человеческие жертвоприношения социально зависимого человека, а, с другой, представления о голове как «вместилище души»». (М.А.Бакушев.Погребальный обряд населения Дагестана албано-сарматского времени :III в. до н.э.-IV в. н.э. Махачкала. 2006.)  О погребальном обряде иранцев написано очень много книг и специальных
статей. Например, известный российский ученый Л. С. Клейн утверждает, что
курганные захоронения  резко отличаются от иранских, так как не имеют ничего общего с типично иранской заботой «о предохранении мертвых от соприкосновения с
землей…Вообще преобладающие погребальные обычаи маздаистского характера у
иранцев исторического времени это «башни молчания», астоданы, оссуарии,
скармливание покойников собакам и птицам, срезание плоти с костей и т. п.» (Л. С.
Клейн Древние миграции и происхождение индоевропейских народов Санкт Петербург. 2007).
Таким образом, археологические данные (наскальные рисунки, каменные загоны,
циклопические крепости, курганная культура и др.) позволяет нам утверждать, что
истоки древнетюркского этноса связаны с Южным Кавказом и юго-западным
Прикаспием, и предками азербайджанцев являются прототюрки, создавшие
вышеуказанные археологические культуры .
 

 

 

курган.png

Link to comment
Share on other sites

https://proza.ru/2021/02/08/639

Армяне в парламент будут выбирать любимцев улицы и российских армян
Помните, уважаемые читатели, на днях мы написали о поездке Роберта Кочаряна в Москву? Уже тогда мы выдвинули предположение о том, что находящийся под следствием экс-президент поехал к своему давнему дружку Вове Путину за агреманом на реставрацию своей власти в Армении. Как показали последующие события, мы оказались абсолютно правы. Остается лишь удивляться недальновидности Никола Пашиняна, позволившему своему самому злейшему и опаснейшему противнику покинуть Армению. Ну что ж, это проблема самого Пашиняна и действующей власти, мы же сегодня поговорим о том, какие проблемы могут ждать всех нас в ближайшем будущем.
Итак, сразу по возвращении из Москвы Роберт Кочарян дал интервью, в котором громогласно объявил о своем возвращении в большую политику, читай, о своих планах по свержению «бархатных революционеров» и возврате себе кресла главы государства.
«Сейчас чувствуется большой спрос на понятных и сильных личностей. Поэтому новые парламентские выборы станут двухполюсными – между нынешней властью и ее антиподами», - заявил Кочарян.
Конечно, экс-президент и ранее заявлял о том, что если парламентские выборы в Армении состоятся, то он вместе с командой примет в них участие. Но лишь после своей поездки в Москву и встреч с высшим руководством России, он стал излучать уверенность и присущую ему надменность, указывая на самого себя, как на «понятную и сильную личность». О том, насколько это «сильная и понятная личность» мы все прекрасно помним, когда в годы его правления право было именно на стороне сильных, а все остальные, то есть мы, основная масса населения, были абсолютно бесправными.
Нас унижали, били, грабили, но мы молчали, поскольку были не в состоянии все 10 лет правления Кочаряна выступить единой силой. Лишь когда стало понятно, что Кочарян перед уходом оставляет власть своему ставленнику Саргсяну, народ «взорвался» и вышел на улицы в знак протеста. Тогда наше возмущение было подавлено с особой жестокостью, показавшей всем нам, что режим Кочаряна-Саргсяна не отдаст власть просто так и потопит Армению в море крови ради нее.
После этого понадобилось еще 10 лет на то, чтобы народ самоорганизовался и сверг ненавистный режим. И вот теперь этот режим с помощью умирающей империей рассчитывает на реставрацию в Армении. Что ж, это было ожидаемо.
Ну да ладно, а что же Кочарян предлагает нам в качестве альтернативы Пашиняну? Нет, мы, конечно, не «топим» за Никола Воваевича, он далеко не ангел и его популизм всем порядком надоел. Но, положа руку на сердце, скажу, что выбор между Кочаряном и Пашиняном очевиден – он в пользу последнего. По крайней мере, почти три года он расчищает авгиевы конюшни, оставленные ему в наследство режимом Кочаряна-Саргсяна. Медленно, со скрипом, с переменным успехом, но все же расчищает.
Так вот, что же предлагает нам Кочарян? А ничего! Ровным счетом ничего! Он сможет вернуть Карабах? Но как? Начав войну? Но мы еще не оправились от прошлой. Сможет вернуть в страну сотни тысяч эмигрировавших? Так большая часть бежала из Армении как раз в период правления Кочаряна и Саргсяна, и вряд ли захочет вернуться на Родину и вновь испытать весь тот ужас. Наполнит бюджет наворованными у нас десятками миллиардами долларов? Но Кочарян не альтруист и не патриот, и уж тем более не дурак, чтобы что-то возвращать стране. Так что же он предлагает конкретно? Ответ на этот вопрос лежит в самом интервью Кочаряна.
«Полноценная интеграция с Россией дает множество преимуществ с точки зрения геополитики. Надо говорить о серьезной интеграции. Идет регионализация мира. Глобальные процессы сменяются некими региональными интеграционными процессами. И в этом плане, я думаю, Армении стоит очень серьезно подумать о более глубоком взаимодействии с Россией. Гораздо более глубоком, чем есть сейчас», - заявил Кочарян.
Вот эта часть интервью экс-президента, на мой взгляд, является самой честной. Оно и понятно – за поддержку России нужно платить. Платить именно ценой потери государственной независимости Армении. Путину и Кочаряну мало того, что Армения является членом ОДКБ и ЕАЭС, а также связана с Россией многочисленными договорами. Им надо, чтобы наша страна полностью лишилась суверенитета. «Серьезная интеграция» - это поглощение Армении Россией.
Вот такое возвращение в большую политику Роберта Кочаряна. Вне всякого сомнения, в ближайшее время нас ожидают внеочередные парламентские выборы. В них нуждаются как действующая власть, так и оппозиция. И от того, как проголосует на выборах каждый из нас, будет зависеть будущее нашей страны. Но прежде, чем ставить галочку в бюллетене, просто на минутку подумайте: а какое будущее вы желаете себе, своей стране, своим детям и внукам…
Тевос Аршакян
Аналитик ArmenianReport

коч паш.png

Link to comment
Share on other sites

 
Тюркские империи древности. Скифы. Гёк тюрки.
 
 
 
 
Нравится
 
 
 
Комментировать
 
Тюркские империи древности. Скифы. Гёк тюрки.
Поделиться
 
 

скифы тюрки.jpg

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • В Баку выявлены цеха производства подпольной продукции FAIRY, DOMESTOS, ACE, IPEK, Head and Shoulders, Prill, Perwol
      В цехах, расположенных во дворе мясокомбината в поселке Кешля Низаминского района Баку, выявлена подпольная продукция.
      Об этом сообщает Государственная налоговая служба (ГНС) при Министерстве экономики.
      • 47 replies
    • Всплыли новые подробности в связи с подозреваемым в убийстве своих родителей в Сумгайыте - ОБНОВЛЕНО + ВИДЕО
      Стали известны новые подробности в связи с Фикретом Мамедовым, подозреваемым в убийстве членов своей семьи в Сумгайыте. 
      Согласно полученной Oxu.Аz информации, молодой человек был участником второй Карабахской войны. 
      Как стало известно Qafqazinfo, в ходе предварительного расследования было установлено, что он употреблял наркотики.
      Утверждается, что Ф.Мамедов часто требовал у родителей денег и поэтому дома между ними постоянно происходили конфликты. По аналогичной причине 8 апреля Фикрет подрался со своим другом детства. Полицейские, дежурившие рядом с местом происшествия, попытались задержать Мамедова, но тот оказал сопротивление.
      В тот же день на Фикрета Мамедова в 3-м отделении Сумгайытского городского управления полиции был составлен протокол по статьям 510 (мелкое хулиганство) и 535 (злостное неповиновение законному требованию работника полиции или военнослужащего) Кодекса об административных проступках. Суд оштрафовал подозреваемого на 150 манатов за совершенное деяние и освободил его.
      В настоящее время продолжается расследование с целью выяснения причин убийства.
      10:52
      Фикрет Мамедов подозревается в убийстве своих родителей в общежитии №18 в 41-м квартале Сумгайыта.
      Отмечается, что он предоставлял услуги такси. Некоторые из соседей заявили, что в семье время от времени возникали конфликты. 
      Однако одна из соседок сообщила Baku TV, что Фикрет был приветливым и спокойным, да и все члены семьи были очень дружелюбными.
      "Мы только услышали крики о помощи. Но когда мы пришли, было уже поздно", - сказала она.
      Подробнее - в сюжете.
        • Sad
        • Confused
      • 4 replies
    • Названы причины закрытия Бакинского французского лицея
      В Бакинском французском лицее (БФЛ) обнародовали причины приостановки деятельности спустя 10 лет работы.
        • Facepalm
        • Haha
      • 15 replies
    • Утопленные автомобили из Дубая могут оказаться в Азербайджане: как распознать «утопленника»? - ВИДЕО
      Интенсивные дожди, наблюдающиеся в Дубае (ОАЭ) в последние дни, затопили многие жилые районы города. Больше всего от этого пострадали автовладельцы, так как в результате природного явления множество машин разных марок оказалось под водой.
      Как сообщает Xezerxeber.az, в Азербайджан автомобили в основном импортируются с рынков США, Кореи и Дубая.
      Поскольку привезти машину из Дубая в Азербайджан можно в кратчайшие сроки, то есть за 15 дней, предприниматели предпочитают именно этот вариант. Данная ситуация говорит о том, что автомобили с «подмоченной репутацией» могут быть доставлены также и в нашу страну.
      По словам автомеханика Сахиля Агабейли, обычно бизнесмены покупают такие машины в несколько раз дешевле.
        Однако распознать такой автомобиль можно по нескольким признакам: следам плесени и ржавчины, а затем гнили, особенно в нижней части транспортного средства. Мастер отметил, что, лица, торгующие машинами, чистят и красят днище таких автомобилей. Покупатели также могут определить эти изменения.
      Автомеханик добавил, что, в отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, стоимость ремонта «утопленников» выше. И вождение таких транспортных средств представляет риски даже после ремонта.
      Подробнее - в сюжете:
       
      • 7 replies
    • Эксперты ВОЗ обеспокоены по поводу возможности распространения птичьего гриппа среди людей
      Глобальное распространение вируса птичьего гриппа среди млекопитающих, включая людей, представляет собой серьезную проблему для общественного здравоохранения.
        • Facepalm
      • 21 replies
    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
        • Facepalm
      • 125 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
      • 39 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
      • 6 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...