Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

Терекеменцы\Tərəkəmələr


Recommended Posts

Азербайджанские пастухи-кочевники: 25 фото о людях, для которых веками ничего не меняется

Терекеменцы переезжают два раза в год, пасут овец и коз и гордятся своим образом жизни

 

Терекеменцы — пастухи-кочевники. Азербайджанские терекеменцы считаются “этнической группой”, но это слово употребляется как обозначение даже не их профессии, а образа жизни.

1-3.jpg

Терекеменцы живут в восточных предгорьях Большого Кавказского хребта и на равнинах в центральной части Азербайджана. Они разводят овец и коз. Дважды в год терекеменцы кочуют: в мае переселяются на летние пастбища, а в сентябре-октябре – обратно на зимние. Их зимние пастбища находятся вокруг районов Хызы и Шемаха, где и сделаны фото.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

3-3.jpg

У терекеменцев бывает два дома — зимний и летний. Это кирпичные небольшие домики, максимум на три комнаты, но может быть и меньше — величина зависит от размера семьи.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

6-1.jpg

Жизнь терекеменцев, как они говорят, трудна и интересна. Они считают эту профессию сокровищем, доставшимся от предков. И говорят, что она требует немалого мастерства.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

7-3.jpg

Шемаха. Арастун Раджабов

Глава семьи Раджабовых, Арастун Раджабов, больше 30 лет ведет кочевую жизнь. Арастун говорит, что очень хочет, чтобы один из детей продолжил его дело.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Ежедневные заботы семьи с двумя детьми включают в себя не только выгон скота на пастбище. Нужно водить детей в школу, расположенную в 10-15 километрах от места зимовки. Раз в месяц терекеменцы “спускаются в район”, как они говорят — ездят в ближайший город за продуктами — макаронами, мукой, спичками.

8-1.jpg

Хызы. Дети Наджафа

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

12.jpg

Терекеменцы живут не “деревнями”, а небольшими группами. Например, в Хызы это шесть-семь семей, а в Шемахе мы нашли только одну семью. Для кочевников естественно нежелание “скучиваться” — ведь для каждого стада нужно как можно больше места на пастбище.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Пастухи просыпаются раньше всех и гонят на пастбища стада овец. И пока мужчины пасут скот, жены их занимаются домашними делами. Готовят масло, сыр и прочие продукты из надоенного молока, кормят птицу, и хотя бы раз в два дня пекут хлеб. Делают они это по старинке: замешивают тесто, раскатывают его и пекут лаваш на раскаленном садже. Садж — металлическая пластина, которую можно положить на камни и развести под ней огонь.

18.jpg

Шемаха. Жена Арастуна

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Терекеменцы - дружелюбный и трудолюбивый народ

Теркемейцы (терекемейцы, терекеменцы) - особая этническая группа дагестанских азербайджанцев. Под названием Терекеме известна территория, расположенная в приморском Дагестане, в северной части Дербентского района. Основная масса терекеменцев размещена компактно в 11 селениях: Кала, Берикей, Джемикент, Великент, Падар, Мамедкала, Селик, Карадаглы, Уллутерекеме, Татляр и Деличобан. Часть терекеменцев проживает смешанно с кумыками в селениях Чонтаул Кизилюртовского района и Темираул Хасавюртовского района, а также в Дербенте и Дагогнях. Ради исторической справедливости следует отметить, что азербайджанцами этот народ стал в 1938 году по воле Мир-Джафара Багирова (партийного деятеля Азербайджанской ССР). Но по переписи 2010 года терекемейцы выделяются как этнос со своим обособленным статусом, в Дагестане их насчитывается приблизительно 35 тысяч. Вера: мусульмане-сунниты.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Дружелюбный и трудолюбивый народ
Исконно терекемейцы занимались земледелием и скотоводством, отличались дружелюбием, сплоченностью, взаимовыручкой и высоким трудолюбием. Жили большими семьями. В черте села большую площадь занимал родник, о чистоте и благоустройстве которого постоянно заботились. Он имел форму небольшого глубокого бассейна, обнесённого со всех сторон каменными стенками и плотно закрытого сверху, вода из которого вытекала по каменному или деревянному желобу.
- К роднику из всех углов селения вели дороги. Возле каждой располагалось особое место – годекан – место, где собираются мужчины. Девушки идут с кувшинами за водой - не идут, а пишут… Парни к ним приглядываются - невест присматривают. Все части тела наших женщин должны быть закрыты, кроме кистей рук, лица, за исключением губ.
Дома были представлены тремя типами: одноэтажный, полутораэтажный (приподнятый или на цоколе) и двухэтажный. Наличие этажей чаще всего зависело от финансового положения владельца. В преобладающем типе – двухэтажном жилые комнаты располагались на втором этаже, а хозяйственные – на первом. Крыши у домов были плоские глинобитные. Внутреннее убранство - у всех похожее, экономическое состояние семьи сказывалось на качестве и количестве утвари – ковров, паласов, постельных принадлежностей, медной, деревянной, гончарной посуды.
По традиции одежду из тканей кроили и шили только женщины, а одежду из шкур крупного рогатого скота и овчины – преимущественно мужчины. Обувь носили только кожаную, сафьяновую. Большим разнообразием отличались женские украшения. Но девочек ярко никогда не одевали.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Мать расписывалась на латыни
Говорят терекеменцы на диалекте, близком к восточным диалектам азербайджанского языка – кубинскому и шемахинскому. Но своей письменности нет. Школ в Дагестане было крайне мало. Первое общеобразовательное учебное заведение на терекеменской земле - открытое в 1906 году Великентское одноклассное училище. В нём обучалось 24-25 человек, среди которых не было ни одной девочки.
Везир Караев очень хорошо помнит, что его мама (она училась примерно в 1920 году), имя своё писала латинскими буквами. Но постепенно подход к образованию менялся. В сёлах стали появляться 4-х- и 7-летние школы, обучение велось на русском и азербайджанских языках.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Семейный уклад

В семье царили патриархальные традиции. Семью, как правило, возглавлял старший мужчина - отец или старший из братьев. Большую роль, иногда в качестве главы семьи, а чаще – в качестве помощницы мужа и распорядительницы в домашних работах, играла и женщина – мать. При отсутствии мужа она руководила хозяйственными делами, опираясь на помощь старшего сына. Мужчины выполняли почти всю полевую работу, основную работу по содержанию скота. Женщины занимались многочисленными домашними делами, уходом за детьми. Среди женской части семьи также существовало традиционное разделение труда. В семьях принято рано вставать. Представления о счастье связывались с трудом. По национальному преданию, у счастья спросили: «Куда идёшь, счастье?» И оно ответило: « В дом, где люди любят труд и живут дружно». Принятие старшими родственниками на воспитание осиротевших детей или их опекунство над ними – постулат терекемейцев. В семьях последовательно вырабатывалась установка на труд, дисциплину, порядок. Воспитанием девочек занимались женщины.Большое значение придавалось этикету. Например, в большой семье молодые супруги, соблюдая обычай избегания, при родителях не общались друг с другом, вели себя как посторонние. Только с рождением 2-3 детей такая «отчуждённость» постепенно преодолевалась.
Каждому подростку отводился определённый участок работы с учётом его способностей и навыков. Детям передавали установившиеся в семье трудовые традиции, правила поведения: беспрекословно выполнять поручения старших, помогать друг другу в работе и вообще в жизни. Совершеннолетние дети во всех тяжелых работах должны были заменять отца и мать. Стремление выполнить просьбу соседа, пожилого сельчанина, умение оказать им знаки внимания считалось одним из значимых результатов хорошего воспитания.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Дети обязательно соблюдали этикет: входит старший - встань. Не было такого, чтобы мы сидели с вытянутыми ногами, влезали в разговоры. И хорошо усвоили: мужской разговор не должна женщина слышать. Если к отцу приходили друзья, я в эту комнату не входил. И спиртное у нас употребляли только по особо значимым случаям.Ещё у нас не принято говорить с детьми на темы любви.
Всего 2 наказания – но след на всю жизнь
- Меня наказали всего 2 раза, первый раз в 6-м классе. Лето. Перед воротами колхозного амбара мы сидели с друзьями, во что-то играли. А отец, наверное, был на расстоянии. Прошёл дедушка – житель села. В азарте игры я не заметил. И когда вечером пришёл домой, по мне «прошлась» виноградная лоза. Я обязательно должен был встать и поприветствовать пожилого человека.
Второй раз. В Великенте жила одинокая женщина. Муки в магазинах не было, нужно было зерно нести на мельницу. Эта женщина несла на спине мешок с крупой, на вид килограммов 3-5, я проехал на велосипеде мимо. Домой пришёл – опять получил.
Наше воспитание требует уступать место женщине, руку подать, когда она спускается. И сегодня, когда приезжаю на родину, то же самое получаю, хотя многие меня не знают - я из села ушёл в 15 лет.

  • Downvote 1
Link to comment
Share on other sites

Свадьба, или пир на весь мир
Терекеменцы чаще всего вступали в брак в возрасте 15 - 18 лет. Для юношей брачный возраст мог быть и постарше. Свадьбе молодых почти всегда предшествовали сватовство и обручение. Согласно выработанным веками этическим нормам семья девушки сразу согласия на брак не давала. Наиболее известным и обязательным для всякого брака был кебин гъакъ («цена брака»), сумма денег, которую жених должен был выделить жене в качестве гарантированного материального обеспечения на случай развода с ней или ее вдовства. Терекеменцы платили за девушку от 50 до 100 - 120 рублей. Религиозный обряд бракосочетания происходил в доме сельского муллы или кадия в отсутствия жениха и невесты. Обычно отец невесты и отец жениха для участия в этом обряде посылали двух представителей с каждой стороны. Назначив день свадьбы, стороны готовили все необходимое для этого торжества. Согласно традиции требовалось обильное угощение. Чётко определялось, кто за что отвечает. Близкие родственники и друзья приглашались накануне свадьбы, сперва не в дом жениха, а на места, где шла подготовительная работа. Свадьбы, как правило, играли около 3 дней. Свидетели были старшие (обязательно женатые) и молодые ребята – юнукеры. Соответственно и у невесты. Накануне торжества для красоты невеста с подружками окунали руки в тазик с хной, и у них становились крашеные пальчики. Тамада выбирал себе помощников: везира (советчик), векира (писарь, вел учет гостей и подарков). Замужних гостий родные жениха должны были пригласить на танец, а после одарить женщину деньгами. Их можно было взять себе или бросить музыкантам. На пиршестве женщины сидели отдельно от мужчин. А невеста вообще не присутствовала. Большое значение придавалось девственности девушки. Разводиться можно было только по причине бесплодности жены.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Хинкал – хозяин стола
Каждые 2 недели Караевы собираются вместе, а созваниваются каждый день. И, конечно же, на столе присутствуют блюда терекеменской кухни. Она тесно перекликается с азербайджанской. В пищевом рационе особое место принадлежало хлебу (эппег). Терекеменские женщины слыли самыми искусными мастерицами по выпечке хлеба в Дагестане. Самое любимое блюдо – хинкал – мелко нарезанное тонкое пресное тесто, отваренное в мясном бульоне или воде. Его подавали с мясом и подливой. Не менее популярен куриный плов. Его обычно готовили на праздники и для почётных гостей. Традиционные блюда: бозбаш, долма, шашлык и кюрзе (род пельменей). Бозбаш был в определённой мере обрядовым блюдом (его ели на свадьбах, похоронах, праздниках). Готовили его из мяса, нарезанного мелкими кусками, с добавлением лука, красного перца, алычовой приправы и воды. Подавали это полужидкое блюдо в больших пиалах, ели бозбаш, макая в него вилкой куски хлеба. Аджаб, обжаренные в масле куски мяса, - свадебное угощение. Из коровьего и буйволиного молока готовили гатыг (кислое молоко), сыр. Из сладостей первое место занимала халва разных видов: из муки пшеничной, рисовой, из орехов, из мелких крупинок теста. Любимая выпечка: чуреки, ширин кете и шура галач – особые калачики, пахлава, шора (солёное лакомство).. Любимые напитки – айран, катык, чай, который пили с сахаром, вареньем.
Алкогольные напитки употребляют только в особых случаях и в ограниченном количестве.
- У терекеменцев нет первого, второго блюда. Одно основное. Оно густое, но с бульоном. На столе обязательны сыр брынза, соления. Сладкие блюда – не ежедневная еда, гостевая. Мне очень нравится хаса-муса. Это лаваш, начинка из фарша соли, перца, обжаренного в масле. По-особому заворачивается – как «письмо с фронта». На сковороде обжаривается. Ужасно вкусно. Основное национальное рыбное блюдо – речная рыба, фаршированная щавелем и приготовленная на пару. В России сложилось ошибочное представление, что кавказцы едят чаще всего мясо. Вот как питались в моей семье. К слову, пока отец не придёт домой, мама на стол не накроет. На завтрак чаще всего варили кашу, обычно рисовую молочную, сыр был обязательно, чай. Или омлет с луком. На обед - обязательно что-то мясное, вечером м.б. яичница, овощное рагу, молочный суп. Но мясом никогда не злоупотребляли. Еда у нас не солёная, острая. Перец выполняет дезинфекционную функцию.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

ТЕРЕКЕМЕНЦЫ
 

Особая этническая группа азербайджанцев.
Под названием Терекеме или Терекеменский участок издавна известна территория, расположенная в приморском Дагестане, в северной части Дербентского района.
Самоназвание "терекемелер" (тэрэкэмэлер, мн. ч.), "терекемели" (тэрэкэмзли, ед. ч.)-в настоящее время считают себя азербайджанцами, так как в основном консолидировались с последними.

Происхождение связано с этнонимом "туркмен".

Основная масса терекеменцев размещена компактно в 10 селениях: Берикей, Джемикент, Великент, Падар, Мамедкала, Селик, Карадаглы, Уллутерекеме, Татляр и Деличобан.
Кроме того, часть Терекоменцев, уже этнически слившаяся с кумыка ми, живет в Северном Дагестане: в Хасавюртовском (сел. Темир аул и квартал Терекемеаул в сел. Костек) и Кизилюртовском (сел. Чонтаул) районах. Эти терекеменцы давно уже считают себя кумыками.

Представляют собой одну из этнических групп азербайджанцев.
В этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджаяе племена каракоюнлу ("чернобаранные") и аккоюнлу ("белобаранные"), в государства которых в XV в. входили "азербайджанские земли к югу от Кубы.

Термин "терекемем" принято связывать с этнонимом "туркмен".

Как считал С. Агаджанов, "до первой четверти XI в. название "туркмен" прилагалось лишь к части огузов.
Туркменами тогда именовали тех Огузов, которые приняли ислам и ассимилировались с коренным, главным образом ираноязычным, населением Средней Азии" . Далее С. Агаджанов ссылается на трактат Абу Рейхана Бируни "Собрание сведений для познания драгоценностейэ (пер. А. М. Белениц-кого, с. 193): "В прежнее время любой из тюркогузов, кто принимал ислам и смешивался с мусульманами, становился переводчиком между теми и другими, так что, когда какой-нибудь гуз принимал ислам, гузы говорили: он стал туркменом, а мусульмане говорили, что в их число вошел туркмен, то есть похожий на тюрка".

Название "терекеме" (в форме "тэрэкэме") в Азербайджане в XIX - начале ХХ в. объединяло главным образом население, занимавшееся отгонным скотоводством в крае.

В более раний период этот термин чаще использовался и как этнический, племенной. К числу кочевников в Азербайджане относили такие огузско-туркменскиее племена, как каракоюнлу и аккоюнлу, утвердившиеся здесь в XV в. И хотя позднее они ассимилировались с родственными им по языку азербайджанцами, тем не менее по традиции они долго продолжали называть себя или туркменами, или каракоюнлу и амкоюнлу, т. е. по названию былых племенных союзов, в .которые они входили.

Антропологически дагестанские терекеменцы довольно смешанны. Обнаруживают черты сходства главным образом с азербайджанцами и частично с южными кумыками (особенно с жителями сел. Каякент).

В целом терекеменцы считаются предстателями (хотя и нетипичными) каспийской расы.
По сравнению с азербайджанцамл терекеменцы выше ростом, более широколицы, несколько менее пигментированы, у них менее полные губы, менее волнистые волосы, не такие густые брови.
Говорят на диалекте, близком ,к восточным диалектам азерб. языка - кубинскому и Шемахинскому, отражающим в большей степени влияние языков кыпчакской группы.
В терекеменском диалекте также сказывается сильное влияние кумыкского языка, отразившееся не только на его лексике, но и на его фонетике.

В настоящее время терекеменцы считают себя азербайджанцами не только по происхождению, но и по языку.

Составлено по данным: Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990.- 216 с., ил., карта.

Цит. по: Шохрат Кадыров. Российско-туркестанский исторический словарь. Том 2. Осло, 2004 (Рукопись).

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Мансуров Муратбек

Исторя села Темираул

(XVIII-XX вв.)

ban3.gif
Махачкала. 1999. - 140 с
 

История возникновения селения Темираул

В последние годы пристальное внимание дагестанских ученых привлекает историко-этнографическое изучение как малочисленных народов и этнических групп, так и отдельных аулов, которое связано с устойчивым и неослабным интересом к истории и исторической памяти не только исследователей, но и всего дагестанского общества, что является одним из показателей гражданской зрелости народов Дагестана.

Предлагаемая читателю книга является историко-этнографическим очерком о с. Темираул Хасавюртовского района, расположенном на левом берегу реки Сулак.

Поскольку основателями Темираула являются терекеменцы - особая этническая группа азербайджанцев, проживающая до настоящего времени на территории северной части Дербентского района, которая издавна известна под названием Терекеме, попытаемся объяснить, кто такие терекеменцы, их происхождение, опираясь при этом на фундаментальную монографию известного дагестанского ученого, проф. С.III. Гаджиевой "Дагестанские терекеменцы XIX - начало XX в."

Как пишет С.Ш. Гаджиева "история формирования дагестанских терекеменцев, как и всего тюрко-язычного населения Южного Дагестана, тесно связана с историей азербайджанского народа. Более того, терекеменцы представляют собой одну из этнических групп азербайджанцев, хотя и довольно сложную по составу."[1]

Здесь же, ссылаясь на разнообразные источники и литературу, С.Ш. Гаджиева обобщает, что "Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племен (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюрко-язычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т.д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI - XIII в .[2]

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Термин "терекеме" в. Азербайджане в основном применялся в значении "кочевники" (кючери халкъ). Описывая специфический образ жизни этих терекеме-"кючери", академик Н. Дубровин писал: "Кочующие гагары, называемые таракяма, по образу, жизни не претерпевают ни жестокости холода, ни несносных жаров, потому что, переменяя место часто и по произволу, они отыскивают и хорошо знают места с одинаковою температурою. Для этого, с наступлением жаров, они направляются в горы, на возвышенные места, а в холод впускаются в долины, находя там новую траву и тучные пастбища."[3]

Исследуя происхождение дагестанских терекеменцев, С.Ш. Гаджиева приходит к выводу, что "... дагестанские терекеменцы в своей основной массе являются выходцами из Азербайджана, что они, как и терекеменцы Азербайджана, генетически были связаны с туркменами-огузами, в том числе и с племенами аккоюнлу и каракоюнлу, которые ведут свое происхождение от огузско-туркменских племен."[4]

Нынешние жители участка Терекеме консолидировались с азербайджанцами, живущими по соседству с ними и считают себя азербайджанцами. Они размещены в 10 селениях участка Терекеме: Берикей, Великент, Джемикент, Деличобан, Карадаглы, Мамедкала, Падар, Селик, Татляр, Уллутерекеме.

Не останавливаясь на вопросе переселения терекеменцев на территорию Кайтагского уцмийства подробно, (поскольку эта проблема довольно глубоко раскрыта в монографии С.Ш. Гаджиевой "Дагестанские терекеменцы"), сошлемся на известного азербайджанского историка первой половины XIX века Аббас-Кули-Ага Бакиханова, который, основываясь на более ранних источниках, считал, что терекеменцы были переселены в Кайтагское уцмийство в XVI в. Этого мнения придерживаются и современные исследователи, среди которых проф. С.Ш. Гаджиева - известный исследователь истории дагестанских терекеменцев.

Итак, терекеменцы переселились в Кайтагское уцмийство еще в XVI в.

А когда и как оказалась часть терекеменцев в Засулакской Кумыкии?

Говоря о появлении в Засулакской Кумыкии терекеменцев, известный историк XIX в., выходец из с.Эндирей Девлетмурза Шихалиев писал: "Терекеме, малочисленное и робкое племя... Они происходят из Персии, и поселение их в настоящих местах относится к временам шаха Надыра. Говорят, когда победоносный Надыр, испытав первую неудачу в войне с горцами, зимовал около Дербента, на урочище Иран Хараб (что значит бедствие Ирана), были захватываемы из армии его пленные, и многие из них, томимые голодом, добровольно выбегали оттуда целыми толпами. Из всех их, отовсюду собранных, составились в Дагестане и в земле кумыков поселения, которые называют теперь Терекеме"[5].

Д. Шихалиев верно подметил, что терекеменцы переселились в Засулакскую Кумыкию во время походов Надиршаха в Дагестан, а в части того, что терекеменцы происходят из Персии никакими архивными документами и другими данными не подтверждаются.

А князь Абдулмеджид Хамзаев в отличие от Шихалиева время появления терекеменцев в Дагестане относит не к XVIII в., а к более древнему периоду, что соответствует существующему в исторической литературе мнению. Что же касается того, что он считает их выходцами из "персидских провинций"[6], то и здесь следует с ним согласиться, так как в рассматриваемый период территория нахождения терекеменцев действительно являлась одной из персидских провинций.

В сообщении костековского воеводы, князя Алиша Хамзина (Хамзаева - М.М.) от 14 августа 1751 года отмечалось, что "терекеменцы ... приехали из Персии. ...оные у персидского шаха в подданстве."[7]

Все эти высказывания, вероятно, основаны на том, что в рассматриваемый период совершались походы иранских шахов на Азербайджан и Дагестан, земли которых попадали в зависимость от Персии, и авторы этих работ называли завоеванные Надиршахом земли Персией.

В письме на имя кизлярского коменданта тот же костековский князь Алиш Хамзаев писал, что "терекеменцы и жиды и прочие люди во время Тамасханово ... от нероду хлеба голодности приехали, и из них желающих уехать туда возвратно отпустили, а оставшиеся в нашем владении живут, и они вольные люди..."[8]

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Переселение терекеменцев во владения Эндиреевских и Костековских князей привело к обострению отношений между Кайтагским уцмием и Эндиреевскими и Костековскими князьями. Для урегулирования этой проблемы к князю Хамзаеву был направлен ротмистр М. Макаров, которому было поручено разобраться в делах, связанных с бегством терекеменцев и евреев в Засулакскую Кумыкию и предложить костековскому князю Алишу Хамзаеву, эндиреевским князьям Темиру Хамзаеву и Баммату Айдемирову отпустить их к прежнему владельцу Амир Гамзе Уцмию.[9]

В своем донесении по этому поводу М. Макаров писал, что "терекеменцы и жиды не по призыву Алиша пришли или не силой приведены. Сей их переход сделался, когда бывший персидский Надиршах Хайдацкого владельца уцмия утеснил и разорил... в то время подвластные его, уцмиевы, терекеменцы и жиды пришли для спокойного пребывания к нему, Алишу, также к андереевским владетелям Темиру и Баммату сами собой добровольно всего до трехсот дворов".[10]

Из этого донесения очевидно, что терекеменцы переселились в Засулакскую Кумыкию, когда Надиршах разорил Кайтагского уцмия , который вынужден был бежать в Аварию.

Это событие произошло в ноябре 1735 года. В период первого похода Надиршаха в Дагестан, 11 ноября 1735 г. персидские войска были севернее Дербента в районе Терекеме. По пути в Маджалис персам преградил дорогу сын Кайтагского Уцмия с небольшим отрядом. В этой битве шахские войска разгромили отряд кайтагцев и огнем и мечом опустошили кайтагские земли, в том числе и Терекеме. Таким образом, терекеменцы вынуждены были переселиться в Засулакскую Кумыкию, которая к этому времени была в составе России по условиям Гянджинского договора 1735г., подписанного между Ираном и Россией.

Поскольку разгром Надиршахом кайтагцев и разорение Терекеме произошли в ноябре 1737 г., и Хамзаев пишет, что терекеменцы "от нероду хлепа, голодности приехали", то, вероятно, переселение происходило в 1736 году.

Терекеменцы были заселены в одном из кварталов с. Костек, в Чонтауле и образовали с. Темираул на землях эндиреевского князя Темира Хамзаева, но имени которого селение и получило название.

В связи с этим хочется отметить, что в современной исторической литературе утвердилось мнение, что Темираул был основан терекеменцами па землях князя Кази Темирова. Это не соответстует действительности, так как князь Кази Темиров жил в Темирауле в XIX веке, а село было основано в первой половине XVIII в., а именно в 1736 году.

Таким образом, терекеменцы были поселены в Костеке и Чонтауле, которые к этому времени уже существовали, и основали новое селение Темираул.

Переселение терекеменцев в Засулакскую Кумыкию вызвало недовольство Надир-шаха, который, обращаясь к своим войскам, говорил:

"Не срам ли мне слышать, что многие персидские подданные из мужска и женска пола в плену у андреевцев, проданные дагестанцами, обретаются. Без высвобождения их и отмщения андреевских обывателей оставить нельзя и тем имя персидское прославить."[11]

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Надир-шах был намерен напасть на владения эндиреевских князей Темира Хамзаева и Баммата Айдемирова. По этому поводу резидент при Надиршахе С. Братищев доносил русскому командованию, что Надиршах имеет намерение "нынешнею зимою (т.е. зимой 1742 года - М.М.) на Андреевскую деревню врасплох нападение учинить"[12]. С этой целью Надиршах направлял своих разведчиков в окрестности Эндирея, чтобы выяснить численность русских войск недалеко от селения. Осуществить свой замысел нападения на Эндиреевское владение Надиршах не смог, так как по Гянджинскому договору, заключенному в марте 1735 г. эти земли находились под властью России, и русское командование предупредило шаха, что Россия не позволит его вторжения в Эндиреевское владение.

Что же касается Кайтагского уцмия, то он не мог сразу требовать возвращения терекеменцев из Засулакской Кумыкии, так как после поражения от шахских войск, он был отстранен от власти и скрывался, а только после того, как "... Надиршах от Хайдаков отступил и смерть ему приключилась... и как владелец уцмий по-прежнему в своем владении утвердился"[13].

Кайтагский уцмий теперь настойчиво стал требовать возвращения терекеменцев из Засулакской Кумыкии. С этой целью он, предпринимал, помимо обращений к вышестоящим властям, и практические шаги. Так он требовал от русских властей возвращения эндиреевскими и костековскими князьями его бывших подданных или выплаты компенсации за нанесенный ущерб в сумме 30 тысяч рублей.

Для оказания давления на русское правительство Кайтагский уцмий вероломно захватил в плен известного русского ученого, академика Г. Гмелина и угрожал учинить над ним какое-нибудь злодейство, "... если в тридцать дней или беглые его терекеменцы или тридцать тысяч рублей денег за них не будет отдано"[14]. Кумыкские же князья, как сказано выше, отказывались вернуть терекеменцев ссылаясь на их приход "по своей воле". Пока шла тяжба между уцмием и кумыкскими князьями, Г. Гмелин в 1774 г. умер в плену у уцмия.

Следует отметить, что переселение терекеменцев в Засулакскую Кумыкию не было единовременным актом. Очевидно, имели место разновременные переходы, бегство групп терекеменцев из магала Терекеме и возвращение их из Засулакской Кумыкии в уцмийство. Интересные сведения приводит об этом в своей статье "Очерки истории и этнографии дагестанских терекеменцев в XIX веке" С.Ш. Гаджиева: "Наше селение -Темираул, - говорили нам темираульские колхозники Гасанали Болажаков и Джабраил Халимбеков, - по рассказам ныне покойных наших тамаза, было основано 200 лет назад братьями Карамурза и Кази Темировыми, и терекеменцы сюда пришли из Хайдак-Терекеме, что около Дербента, как рисоводы. Говорят, что первоначально здесь обосновалось 9-10 хозяйств, а потом их число увеличилось за счет новых поселенцев, пришедших оттуда же"[15].

Здесь надо отметить то, что темираульские старожилы допустили неточность, называя основателями Темираула князей Карамурза и Кази Темировых, так как архивные материалы и другие источники свидетельствуют о том, что земли, где обосновались терекеменцы и образовали сел. Темираул являлись собственностью эндиреевских князей Темира Хамзаева и Баммата Айдемирова, с которыми и велась переписка о возвращении терекеменцев в Кайтагское уцмийство, а вышеназванные братья Карамурза и Кази Темировы были наследниками Темира Хамзаева и жили в Темирауле в более поздний период. Кстати Карамурза Темиров окончил кадетский корпус и в 1886 г. был в звании майора.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Кроме того, в книге С. Броневского, изданной в 1823 г. упоминается с. Темир, и это селение локализовано на карте, приложенной к книге, на берегу р. Сулак, т.е. там, где находится Темираул сегодня.

Следовательно, Темираул получил свое название по имени князя Темира Хамзаева. А Кази Темиров по архивным данным, а именно по посемейным спискам 1886 года, постоянно жил в Темирауле и ему было тогда 53 года, и родился он в 1833 году. Его брат Карамурза родился в 1840 году[16]. Поэтому они никак не могли быть основателями Темираула, так как это село было основано еще задолго до их рождения. Подводя итог всему вышеизложенному следует сказать, что с. Темираул был основан в 1736 г. переселенцами-терекеменцами, а название село получило от имени эндиреевского князя Темира Хамзаева и называлось первоначально село Темира. Это было единственное село в Засулакской Кумыкии вновь образованное терекеменцами.

А селения Костек и Чонтаул существовали еще до переселения терекеменцев и последние поселились в уже существовавшие села.

По архивным данным с. Чонтаул был основан в 1684 году. Как отмечается в архивных материалах в 1684 г. 3 хозяйства из с. Эндирей поселились на том месте, где находится с. Чонтаул и образовали это село[17].

Об образований Чонтаула существует следующее предание. Житель с. Эндирей по имени Чонту, убив человека, долго скитался на чужбине. Тухум убитого не прощал ему, не разрешал вернуться в родное селение. Тогда Чонту решил обосноваться в поправившемся ему месте, где было много воды и корма для скота. Вслед за ним здесь же поселились его родственники, чтобы обеспечить ему, как кровнику безопасное существование. Это место сначала являлось хутором и называлось "Къачылыкъ" ("Место для беглых"), а затем, с ростом числа жителей, за ним утвердилось название Чонтаул[18]. ( Записано в 1953 г. в г. Хасавюрте от народного сказителя Дагестана Аява Акавова).

Таким образом определенная часть терекеменцев, оказавшись в Засулакской Кумыкии, основали с. Темираул, поселились в Чонтауле и Костеке и впоследствии полностью ассимилировались с кумыками. Сегодня все жители этих сел полностью считают себя кумыками, говорят на кумыкском языке, придерживаются всех традиций и обычаев кумыков и почти ничем от них не отличаются.

Следует отметить, что в результате ассимиляции с кумыками, у бывших терекеменцев произошли антропологические изменения: они менее пигментированы, у них менее волнистые волосы, менее полные губы, не такие густые брови, они более широколицы и выше ростом.

Жители Темираула, Чонтаула говорят на чисто кумыкском языке. Единственное отличие в том, что несколько заметно в их речи, особенно женщин, некоторое протяжное звучание слов в конце предложения. Во всем остальном они говорят на чисто Хасавюртовском диалекте кумыкского языка и никаких слов, сохранившихся из языка терекеменцев в их языке нет.

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Отца и друга азербайджанца, подозреваемого в убийстве москвича из-за парковки, задержали
      Отца и приятеля мужчины, которого подозревают в убийстве жителя Москвы возле дома в
      • 15 replies
    • Почему результаты выпускного экзамена у мальчиков ухудшились по сравнению с девочками? - ВИДЕО
      Согласно статистике Государственного экзаменационного центра, результаты тестов у девочек выше, чем у мальчиков.
      Было отмечено, что начиная с 2001-2009 годов поступление девочек-абитуриентов в высшие учебные заведения стремительно росло.
      В 2010-2022 годах девочки превзошли мальчиков в этом соотношении.
        Эксперт по образованию Адиль Велиев считает, что причиной этого может быть то, что мальчики больше отвлекаются.
      Подробнее - в видео Xəzər TV.
       
        • Upvote
      • 18 replies
    • Брат жестоко убитой в Казахстане Салтанат Нукеновой дал эксклюзивное интервью - ВИДЕО
      Жуткая, потрясшая всех история убийства хрупкой женщины ее мужем, возможно, не получила бы такой огласки, если бы не ее семья и брат. 
      Речь идет о громком деле об убийстве Салтанат Нукеновой ее мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым. Внимание людей по всему миру сейчас приковано к трансляции судебного заседания - сможет ли влиятельный, состоятельный убийца избежать справедливого наказания? 
      Baku TV Ru поговорил с Айтбеком Амангельды, братом Салтанат, о погибшей сестре, о ее взаимоотношениях с мужем и семьей, о ее прошлом, о семьях Нукеновой и Бишимбаева, и о многом другом.
      В эксклюзивном интервью он также рассказал о том, повлияло ли данное дело на изменение взглядов общества, о психологе преступника, поступали ли угрозы ему от семьи Бишимбаева и т.д.
        Подробнее - в сюжете.
       

       
      • 1 reply
    • Буллинг в школах и агрессия в обществе. Новый выпуск «Поговорим?» - ВИДЕО
      Журналист Гамид Гамидов в новом выпуске программы «Поговорим?» представил очередное видеоинтервью. И на этот раз формат передачи несколько отличался от предыдущих выпусков - кроме знакомого ведущего в данном выпуске приняли участие его коллеги – журналисты Джамиля Алекперова, Джавид Османов и Mick Bloom.
      Журналисты обсудили насущные социальные темы, связанные с насилием. Возникает ощущение, что с начала года количество новостей, которые «пугают», стало расти.
        Комментируя данную тенденцию, собеседники в своих обсуждениях затронули буллинг в школах, уважение к старшим и тему безнаказанности, поговорили о том, нужно ли закрывать тик-ток и, как можно сократить уровень агрессии в обществе...
      • 17 replies
    • Чингиз Абдуллаев: «Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел»
      Народный писатель Азербайджана Чингиз Абдуллаев 17 апреля был выписан из Центрального таможенного госпиталя, куда был помещен из-за проблем со здоровьем 6 апреля.
      На своей странице в социальной сети Facebook писатель подробно рассказал о произошедшем, отметив следующее:
      «Я умер. Нет. Это не прозаическое резюме моего повествования. Это то, что со мной произошло. В ночь на 6 апреля и в течение дня моего юбилея 7 апреля. Я снова родился. Как констатировать смерть? Когда все внутренние органы перестают одновременно функционировать, дыхание останавливается и сердце перестаёт биться. Несколько минут подобной комы или клинической смерти превращают человека в «овощ». Врачи вытащили меня с того света, Аллах меня пожалел. Может решил, что мне пока рано. Вернул меня обратно. Страшно представить, какую боль я причинил в эти несколько дней своим близким, своим родным»
      В своем сообщении народный писатель также выразил слова благодарности: «Хочу поблагодарить всех! Моего Президента, всех друзей, знакомых, читателей и вообще незнакомых мне людей. Которые в эти дни переживали за меня. Спасибо им всем! Постараюсь оправдать Ваше доверие. Там я уже успел побывать. Теперь я совсем не боюсь. Тот, кто умирает один раз, не боится умереть во второй. Но не торопитесь. Наверное, у каждого из нас свой срок. Я вышел из больницы. На снимке люди, которые помогли мне «вернуться». Спасибо им за все!»
       
       
      https://1news.az/news/20240418121620670-CHingiz-Abdullaev-Vrachi-vytashcili-menya-s-togo-sveta-Allakh-menya-pozhalel-FOTO
      • 10 replies
    • Несовершеннолетняя девочка, которую хотели склонить к проституции, сбежала из района в Баку
      Председатель общественного объединения «Чистый мир» Мехрибан Зейналова поделилась в социальной сети «Фейсбук» вопиющей историей несовершеннолетней девочки, которая была вынуждена бежать из района в столицу.
      По словам правозащитницы, Захра (имя условное) в данный момент находится в их приюте.
      «После того, как ее родители развелись, девочка продолжала жить с матерью в районе. Через какое-то время мать передала ее знакомому мужчине (40-50 лет), сказав ему, что он может делать с ней все, что захочет. После того, как Захра прожила с ним месяц, мужчина предложил ей продавать свое тело и делить с ним деньги. Услышав это, Захра нанесла увечья своим рукам, после чего сбежала в Баку», - сообщает правозащитница.
        В Баку девочку обнаружили сотрудники Абшеронского районного управления полиции, которые сразу же доставили ее в приют Мехрибан Зейналовой.
      «То, что пережила эта малолетняя девочка, немыслимо. Надеемся, что в скором времени люди, которые заставили ее это пережить, будут наказаны. В настоящее время Захра живет с нами и получает психологическую помощь», - говорит М.Зейналова.
          https://1news.az/news/20240417044406338-Nesovershennoletnyaya-devochka-kotoruyu-khoteli-sklonit-k-prostitutsii-sbezhala-iz-raiona-v-Baku-FOTO
        • Upvote
        • Like
      • 32 replies
    • Хады Раджабли всё
      В мечети Тезепир проходит церемония прощания с экс-депутатом Милли Меджлиса Хады Раджабли.
      В церемонии принимают участие члены семьи покойного, депутаты Милли Меджлиса, представители общественности.
      После церемонии прощания экс-депутат будет похоронен на II Аллее почетного захоронения.
      Отметим, что Х.Раджабли скончался 17 апреля в возрасте 76 лет от сердечного приступа.
        • Haha
        • Like
      • 93 replies
    • Какие травмы получила Айтен Сафарова? – ВИДЕО
      Стали известны некоторые подробности о состоянии здоровья телеведущей Айтен Сафаровой, попавшей в тяжелое ДТП сегодня утром.
      Муж ведущей сообщил порталу Olay.az, что у нее сломаны ребра.
      11:53
      Сегодня, 17 апреля, около 07:00 на пересечении проспекта 8 Ноября и улицы Садыгджана в Хатаинском районе Баку произошло столкновение автомобиля марки Hyundai IX-35 под управлением Исмаила Мамедова и автомобиля ведущей телеканала «Хазар» Айтен Сафаровой (Пириевой).
      Об этом сообщает пресс-служба МВД Азербайджана, пишет Репорт.
        Пострадавший в ДТП пассажир автомобиля Hyundai IX-35 Айхан Алиев был госпитализирован и скончался в больнице.
      11:21
      Известная телеведущая Айтен Сафарова в настоящее время проходит необходимые обследования в соответствующем отделении Клинического медицинского центра.
      Об этом 1news.az сообщили в Объединении по управлению медицинскими территориальными подразделениями Азербайджана (TƏBİB).
      Общественности будет предоставлена дополнительная информация.
      10:16
      Стали известны некоторые подробности дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадала известная телеведущая Айтен Сафарова.
      Как сообщили в Главном управлении Государственной дорожной полиции города Баку, авария произошла сегодня утром, около 06:50, на территории Хатаинского района - на пересечении Зыхского шоссе и улицы Садыгджан в направлении проспекта 8 Ноября.
      В результате столкновения двух легковых автомобилей марки Hyundai одна из машин перевернулась на проезжей части и врезалась в припаркованную на обочине машину марки KIA, пишет Qafqazinfo.
      А.Сафарова госпитализирована с травмами различной степени тяжести.
      По факту ДТП начато расследование.
      09:48
      Сегодня в Хатаинском районе Баку произошло тяжелое ДТП.
      На проспекте 8 Ноября столкнулись два автомобиля марки Hyundai. За рулем одного из них находилась известная телеведущая Айтан Сафарова. Ее автомобиль перевернулся.
      Как пишет Qafqazinfo, Айтан Сафарова получила тяжелые травмы и помещена в отделение травматологии одной из больниц.


       
       
        • Upvote
        • Like
      • 138 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...