Jump to content
Модераторы форума - Assembler & Bercana
  • Откройте аккаунт на Диспуте за 5 минут

    Продаете недвижимость, машину, телефон, одежду?  Тысячи  просмотров ежедневно на dispute.az  помогут вам. Бесплатная доска обьявлений.

"ИСТОРИЯ АРМЯН" МОИСЕЯ ХОРЕНСКОГО


Recommended Posts

В большинстве своих работ армянские историки, вне зависимости от научных регалий (или их отсутствия), а также пропагандисты армянской версии истории, ссылаются на сочинение Моисея Хоренского (МХ) «История армян». Согласно армянской исторической традиции, он считается отцом армянской историографии, и об этом не устают повторять в СМИ и на страницах академических изданий.

«История Армении» крупнейшего армянского средневекового историка, одного из выдающихся представителей мировой историографии Мовсеса Хоренаци охватывает период со времен образования армянского народа до времени жизни автора — V в. н. э. и является первым цельным изложением истории Армении… Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию», - так написано в предисловии к очередному изданию «Истории» в Армении (1990).
.
А откуда этот «выдающийся представитель мировой историографии» черпал свои знания и кто он? Тема эта «избитая» еще с 19 века. Тогда «били» ее в основном европейские ориенталисты, к которым позже присоединились и российские (А.Анненский, К.Патканов). Я не буду задерживаться на самой личности МХ. Она таинственна и противоречива – до сих пор неизвестно когда все-таки он жил. Разброс мнений в датировке огромен и колеблется в промежутке между 5 и 9 вв., каноническая армянская наука уверена, что в 5 в. Самая древняя рукопись сочинения, дошедшая до нашего времени, датируется 14 в. Впервые европейцы смогли ознакомиться с переводом сочинения на латынь в начале 18 века. С самого начала знакомства европейских ученых с М. Хоренским началась беспощадная критика его истории, именно в отношении указываемых в ней источников.

Итак. Согласно самому же МХ, материал для первой главы своего сочинения и частично для второй он получил от некоего «мужа ученого» Мар-Абаса Катины (МАК), персоны тоже достаточно таинственной – время его предположительного существования растянуто в промежутке между 2 и 4 вв. К.Патканов: «знатоки сирийской литературы почти единогласно утверждают, что имя Маар-Абас могло быть в употреблении только в христианскую эпоху». Некоторые европейские ученые вообще ставили под сомнение существование МАК, считая его выдумкой МХ с целью придать своему сочинению некую источниковедческую базу.

МХ пишет: «И найдя некоего сирийца Мар Абаса Катину, мужа острого ума и знатока халдейской и греческой грамот, посылает его к своему брату Аршаку Великому с достой-ными дарами, (прося) открыть для него царский архив…
О том, кто и где нашел эти повествования.
Рассказывают, что Аршак Великий, царь Персии и Парфии и родом парфянин, отложившись от македонян, воцарился над всем Востоком и Ассирией и, убив в Ниневии царя Антиоха, подчинил своей власти всю вселенную. Брата своего Валаршака он ставит царем в Армении, сочтя это благоприятным для сохранения незыблемости своего царствования. Столицей ему он назначает Мцбин».

Вот какие нелепости только тут есть у МХ. Под Аршаком Великим МХ, вероятно, подразумевает парфянского царя Аршака 2 (247-211 гг. до н.э.) или его отца (или брата) Аршака 1– оба парфяне. Аршак 1 выбил персов из Ирана, Аршак 2 считается, создателем Парфянского государства. Оба жили в 3 в. до нашей эры. Армянского царя Валаршака, который – очевидная выдумка МХ, по созвучию имен, пофантазируя, можно было бы принять за Вагаршака, царя Армении (ок.116-140 гг. нашей эры). Его на армянском престоле восстановил парфянский царь Хосрой (109-128 гг.).
МХ называет Валаршака братом царя Аршака Великого. Но тогда, если основываться на этом, можно предположить, что под Валаршаком подразумевается другой - первый царь Армении из парфянской династии аршакидов Тиридате 1 (62-88 гг.), который действительно был братом паряянского царя. Но братом он был не Аршака Великого, а другого парфянского царя - Вологеза 1 (51-78 гг.). То есть всех этих исторических персонажей, которых МХ вплел в выдуманную им «историю», если опираться на настоящую историю, разделяет не одна сотня лет, что явно не прибавляет правдоподобия всему написанному МХ. Есть и другая несуразность: МХ пишет, что парфянский Аршак убил Антиоха. Видимо, имеется в виду Антиох 7 Сидет, которого действительно разгромил парфянский царь, но не Аршак, а Фраат 2 в 129 г. до н.э. Время правления этих царей разделяет более 100 лет. В главе 2 МХ пишет, что «сын Аршак, прозванный Великим; он воюет с Деметрием». Но Деметрия, селевкидского правителя Сирии, разгромил и пленил парфянский царь Митридат 1 (171-137 гг. до н.э.). И произошло это в начале 130-х гг. до н.э. (парфянских царей Аршака 2 и Митридата 1 разделяет почти 80 лет). МХ сообщает, что армянский царь Тигран разгромил римского полководца Красса, тогда как Красса на самом деле разгромил парфянский полководец Сурена в 53 г. до нашей эры (Тигран умер в 55 г. днэ), а самого Тиграна разгромил римский полководец Лукулл еще за 16 лет до этого – в 69 г. до нашей эры. Такими несуразностями переполнен текст.

МХ пишет, что армянский царь Валаршак отправляет МАК к своему брату парфянскому царю Аршаку, для того, чтобы тот допустил его для работы в царских архивах с целью извлечения оттуда данных об истории Армении. Аршак направляет МАК в Ниневию, где расположен царский архив. Здесь МАК находит некую древнюю халдейскую книгу, которую еще при Александре Македонском по его просьбе переводят на греческий. Александр, не знавший халдейского, видимо, интуитивно почувствовал, что в ней что-то исключительно важное. Таким образом, МХ придает своему «источнику» особую авторитетность.
МХ пишет: «Мар-Абас, порывшись в книгах, отыскал между ними книгу на греческом языке со следующим заглавием: «Эта книга по повелению Александра переведена с халдейского на греческий и заключает в себе подлинные сказания древних».
И снова вопросы: что эта за книга без авторства, которая привлекла внимание Александра, но осталась никому неизвестной в течении сотен лет до того момента, когда МХ ввел ее в «научный оборот»?

Из этой книги МАК делает выписки, касающиеся армян, и приносит эти сведения Валаршаку. «Извлекши из этой книги достоверную историю только нашего народа, Мар-Абас приносит ее на сирийском и греческом языках к царю Валаршаку в Мецбин. Получив эту историю, Валаршак хранит ее, как лучшую драгоценность, в своей сокровищнице, приказав часть ее начертать на столбе».
Так эта книга – главный источник «Истории армян» - оказывается у МХ и из нее он черпает историю армян, восходящую к библейскому Ною.

Но есть проблема. Ассирия была разгромлена, а Ниневия, ее столица, полностью разрушена мидийцами и вавилонянами в 612 г. до нашей эры. Имя этого города было покрыто забвением и больше не встречается в источниках с 5 в. до н.э. как существующий город. То есть Ниневия перестает существовать еще лет эдак за 350 до появления на исторической арене первых парфянских царей Аршакидов, которые только спустя 200 лет начавших экспортировать на армянский престол своих родственников. Останки царского дворца в Ниневии, где располагался архив, были обнаружены британским археологом Лейнардом в середине 19 века. Только состоял он не из рукописей и книг, а из клинописных глиняных табличек, представлявших уже к тому времени тысячи осколков. То есть архив действительно существовал, но в 7 веке до нашей эры, а не во 3-2 вв. до н.э., когда в Парфии правили первые аршакиды, упомянутые у МХ. Из всего, что удалось сложить и прочесть выяснилось, и было опубликовано, что глиняные таблички представляли записи по разным областям знаний, включая историю, но про историю Армении там ничего не было. Как тем более не было и никакой книги, якобы, переведенной в силу ее важности, по требованию Александра Македонского, откуда МАК сделал выписки по истории Армении и которой пользовался МХ в качестве своего основного источника для написания древней истории Армении. Но обстоятельства заставляли МХ создать историю Армении в 5 (или 9) веке. Надо было ссылаться на какого-то древнего историка, который бы писал об армянах. Но такого не было и быть не могло. И МХ придумывает источник – никому не известную книгу, в которой, якобы, рассказывается об истории армян, придавая авторитет ее достоверности ссылками на Александра Македонского и Ниневейские архивы. Он сочиняет историю, основанную на народных сказках о богатырях, героях, давших начало армянскому народу, пытаясь вплести ее в реальную историю, которую, судя по всему, знает очень плохо и безнадежно путается в именах и хронологии. Книга из Ниневейского архива – вымысел МХ.
Так что все эти Торгомы, Айки, Беллы, Ары Прекрасные, Арамаисы, Паруйры Скайорди и все прочие, кто составляет "Родословие Великой Армении" (так называется 1-я глава "Истории") есть плод богатой фантазии талантливого выдумщика Моисея Хоренского.

Все эти вымыслы, нестыковки, путаница и несуразности, хорошо известные в Институте истории АН Армении, абсолютно не сказываются, впрочем, на высоком авторитете МХ в армянских академических кругах, где он считается «первым армянским историком» и «отцом армянской истории».
Резюме:
- кто такой был МАК, из книги которого МХ, якобы, черпал информацию, когда он жил и жил ли вообще – достоверно неизвестно,
- Ниневейский архив, из которого, якобы, черпал свою информацию главный источник МХ - МАК, перестал существовать в конце 7 века до нашей эры, т.е. за много веков до того, когда, согласно МХ, с ним мог ознакомиться МАК,
- МХ описывает исторические события, в которых не участвовали упоминаемые им персонажи и им приписываются деяния, совершенные другими и в другое время,
- для придания достоверности своему сочинению, МХ использует выдуманные им же источники, но по сути его сочинение основывается на региональных народных мифах и сказаниях, которые МХ неуклюже пытается вплести в исторический контекст, упоминая имена реальных правителей, но путая хронологию.

В 1978 г. профессор Р.Томпсон (Оксфорд) перевел МХ на английский язык. В своем вступительном комментарии к «литературному источнику» он пишет: «Ни одна работа в армянской литературе не имеет столько противоречий… Мовсес…был мистификатором высшего разряда… дерзким и лживым обманщиком….(«an audacious and mendacious faker», «a mystifier of the first order») Он использует вторичные источники так, как будто он читал оригинал; он выдумывает архивы, чтобы придать достоверность письменного слова устным традициям или собственным выдумкам; он переписывает историю в абсолютно ложной манере…
Какова была его цель в сочинении такой необычной книги, где факты и фикция, история и легенды, реальность и выдумка переплелись в такой сбивающей с толку манере?»
Профессор Чикагского университета Н.Дибвойз, автор академического труда «Политическая история Парфии» (1938), писал: «У таких авторов, как Моисей Хоренский, есть много информации, не известной по другим источникам, но многие из его утверждений, которые удалось проверить, оказались ошибочными. Кажется, что целые части армянских повествований не имеют никакого отношения к известным фактам и, очевидно, следуют косвенной традиции» (Москва, 2008, с.20).

К чему всё это? А еще раз к тому, о чем говорят уже многие десятилетия объективные историки: «История армян» Моисей Хоренского – литературное произведение, выдумка, непоследовательная подборка исторических событий, многие из которых – плод фантазии самого автора. И вот именно на этой подборке строится история целого народа. Не поленюсь повторить, приведенное выше: «История Армении» крупнейшего армянского средневекового историка, одного из выдающихся представителей мировой историографии Мовсеса Хоренаци охватывает период со времен образования армянского народа до времени жизни автора — V в. н. э. и является первым цельным изложением истории Армении… Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию», - так написано в предисловии к очередному изданию «Истории» в Армении (1990)». На ее основе академиками и профессорами Академии наук Армении пишутся академические работы, учебники, статьи в СМИ и русской Википедии, где никогда не существовавшие цари и события, никогда не происходившие, обретают форму «научного знания». Эти фантастические с точки зрения науки сведения используются не только армянским академическим сообществом, но и высшим политическим руководством - президентом Армении С.Саркисяном в его выступлении, в котором он задает вектор пропагандистской работе представителям армянских СМИ во всем мире (Горис, 16.10.10). На этом воспитываются поколения армян и жиждется их ложное гипертрофированное представление о собственной истории, собственном месте в истории региона, порождающее неуемное самомнение, имеющее под собой в основе «Историю армян», сочиненную Моисеем Хоренским.

 

ФБ Eldar Ginnes 

 

Edited by guinness
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...
В 03.09.2017 в 19:07, guinness сказал:

В большинстве своих работ армянские историки, вне зависимости от научных регалий (или их отсутствия), а также пропагандисты армянской версии истории, ссылаются на сочинение Моисея Хоренского (МХ) «История армян». Согласно армянской исторической традиции, он считается отцом армянской историографии, и об этом не устают повторять в СМИ и на страницах академических изданий.

«История Армении» крупнейшего армянского средневекового историка, одного из выдающихся представителей мировой историографии Мовсеса Хоренаци охватывает период со времен образования армянского народа до времени жизни автора — V в. н. э. и является первым цельным изложением истории Армении… Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию», - так написано в предисловии к очередному изданию «Истории» в Армении (1990).
.
А откуда этот «выдающийся представитель мировой историографии» черпал свои знания и кто он? Тема эта «избитая» еще с 19 века. Тогда «били» ее в основном европейские ориенталисты, к которым позже присоединились и российские (А.Анненский, К.Патканов). Я не буду задерживаться на самой личности МХ. Она таинственна и противоречива – до сих пор неизвестно когда все-таки он жил. Разброс мнений в датировке огромен и колеблется в промежутке между 5 и 9 вв., каноническая армянская наука уверена, что в 5 в. Самая древняя рукопись сочинения, дошедшая до нашего времени, датируется 14 в. Впервые европейцы смогли ознакомиться с переводом сочинения на латынь в начале 18 века. С самого начала знакомства европейских ученых с М. Хоренским началась беспощадная критика его истории, именно в отношении указываемых в ней источников.

Итак. Согласно самому же МХ, материал для первой главы своего сочинения и частично для второй он получил от некоего «мужа ученого» Мар-Абаса Катины (МАК), персоны тоже достаточно таинственной – время его предположительного существования растянуто в промежутке между 2 и 4 вв. К.Патканов: «знатоки сирийской литературы почти единогласно утверждают, что имя Маар-Абас могло быть в употреблении только в христианскую эпоху». Некоторые европейские ученые вообще ставили под сомнение существование МАК, считая его выдумкой МХ с целью придать своему сочинению некую источниковедческую базу.

МХ пишет: «И найдя некоего сирийца Мар Абаса Катину, мужа острого ума и знатока халдейской и греческой грамот, посылает его к своему брату Аршаку Великому с достой-ными дарами, (прося) открыть для него царский архив…
О том, кто и где нашел эти повествования.
Рассказывают, что Аршак Великий, царь Персии и Парфии и родом парфянин, отложившись от македонян, воцарился над всем Востоком и Ассирией и, убив в Ниневии царя Антиоха, подчинил своей власти всю вселенную. Брата своего Валаршака он ставит царем в Армении, сочтя это благоприятным для сохранения незыблемости своего царствования. Столицей ему он назначает Мцбин».

Вот какие нелепости только тут есть у МХ. Под Аршаком Великим МХ, вероятно, подразумевает парфянского царя Аршака 2 (247-211 гг. до н.э.) или его отца (или брата) Аршака 1– оба парфяне. Аршак 1 выбил персов из Ирана, Аршак 2 считается, создателем Парфянского государства. Оба жили в 3 в. до нашей эры. Армянского царя Валаршака, который – очевидная выдумка МХ, по созвучию имен, пофантазируя, можно было бы принять за Вагаршака, царя Армении (ок.116-140 гг. нашей эры). Его на армянском престоле восстановил парфянский царь Хосрой (109-128 гг.).
МХ называет Валаршака братом царя Аршака Великого. Но тогда, если основываться на этом, можно предположить, что под Валаршаком подразумевается другой - первый царь Армении из парфянской династии аршакидов Тиридате 1 (62-88 гг.), который действительно был братом паряянского царя. Но братом он был не Аршака Великого, а другого парфянского царя - Вологеза 1 (51-78 гг.). То есть всех этих исторических персонажей, которых МХ вплел в выдуманную им «историю», если опираться на настоящую историю, разделяет не одна сотня лет, что явно не прибавляет правдоподобия всему написанному МХ. Есть и другая несуразность: МХ пишет, что парфянский Аршак убил Антиоха. Видимо, имеется в виду Антиох 7 Сидет, которого действительно разгромил парфянский царь, но не Аршак, а Фраат 2 в 129 г. до н.э. Время правления этих царей разделяет более 100 лет. В главе 2 МХ пишет, что «сын Аршак, прозванный Великим; он воюет с Деметрием». Но Деметрия, селевкидского правителя Сирии, разгромил и пленил парфянский царь Митридат 1 (171-137 гг. до н.э.). И произошло это в начале 130-х гг. до н.э. (парфянских царей Аршака 2 и Митридата 1 разделяет почти 80 лет). МХ сообщает, что армянский царь Тигран разгромил римского полководца Красса, тогда как Красса на самом деле разгромил парфянский полководец Сурена в 53 г. до нашей эры (Тигран умер в 55 г. днэ), а самого Тиграна разгромил римский полководец Лукулл еще за 16 лет до этого – в 69 г. до нашей эры. Такими несуразностями переполнен текст.

МХ пишет, что армянский царь Валаршак отправляет МАК к своему брату парфянскому царю Аршаку, для того, чтобы тот допустил его для работы в царских архивах с целью извлечения оттуда данных об истории Армении. Аршак направляет МАК в Ниневию, где расположен царский архив. Здесь МАК находит некую древнюю халдейскую книгу, которую еще при Александре Македонском по его просьбе переводят на греческий. Александр, не знавший халдейского, видимо, интуитивно почувствовал, что в ней что-то исключительно важное. Таким образом, МХ придает своему «источнику» особую авторитетность.
МХ пишет: «Мар-Абас, порывшись в книгах, отыскал между ними книгу на греческом языке со следующим заглавием: «Эта книга по повелению Александра переведена с халдейского на греческий и заключает в себе подлинные сказания древних».
И снова вопросы: что эта за книга без авторства, которая привлекла внимание Александра, но осталась никому неизвестной в течении сотен лет до того момента, когда МХ ввел ее в «научный оборот»?

Из этой книги МАК делает выписки, касающиеся армян, и приносит эти сведения Валаршаку. «Извлекши из этой книги достоверную историю только нашего народа, Мар-Абас приносит ее на сирийском и греческом языках к царю Валаршаку в Мецбин. Получив эту историю, Валаршак хранит ее, как лучшую драгоценность, в своей сокровищнице, приказав часть ее начертать на столбе».
Так эта книга – главный источник «Истории армян» - оказывается у МХ и из нее он черпает историю армян, восходящую к библейскому Ною.

Но есть проблема. Ассирия была разгромлена, а Ниневия, ее столица, полностью разрушена мидийцами и вавилонянами в 612 г. до нашей эры. Имя этого города было покрыто забвением и больше не встречается в источниках с 5 в. до н.э. как существующий город. То есть Ниневия перестает существовать еще лет эдак за 350 до появления на исторической арене первых парфянских царей Аршакидов, которые только спустя 200 лет начавших экспортировать на армянский престол своих родственников. Останки царского дворца в Ниневии, где располагался архив, были обнаружены британским археологом Лейнардом в середине 19 века. Только состоял он не из рукописей и книг, а из клинописных глиняных табличек, представлявших уже к тому времени тысячи осколков. То есть архив действительно существовал, но в 7 веке до нашей эры, а не во 3-2 вв. до н.э., когда в Парфии правили первые аршакиды, упомянутые у МХ. Из всего, что удалось сложить и прочесть выяснилось, и было опубликовано, что глиняные таблички представляли записи по разным областям знаний, включая историю, но про историю Армении там ничего не было. Как тем более не было и никакой книги, якобы, переведенной в силу ее важности, по требованию Александра Македонского, откуда МАК сделал выписки по истории Армении и которой пользовался МХ в качестве своего основного источника для написания древней истории Армении. Но обстоятельства заставляли МХ создать историю Армении в 5 (или 9) веке. Надо было ссылаться на какого-то древнего историка, который бы писал об армянах. Но такого не было и быть не могло. И МХ придумывает источник – никому не известную книгу, в которой, якобы, рассказывается об истории армян, придавая авторитет ее достоверности ссылками на Александра Македонского и Ниневейские архивы. Он сочиняет историю, основанную на народных сказках о богатырях, героях, давших начало армянскому народу, пытаясь вплести ее в реальную историю, которую, судя по всему, знает очень плохо и безнадежно путается в именах и хронологии. Книга из Ниневейского архива – вымысел МХ.
Так что все эти Торгомы, Айки, Беллы, Ары Прекрасные, Арамаисы, Паруйры Скайорди и все прочие, кто составляет "Родословие Великой Армении" (так называется 1-я глава "Истории") есть плод богатой фантазии талантливого выдумщика Моисея Хоренского.

Все эти вымыслы, нестыковки, путаница и несуразности, хорошо известные в Институте истории АН Армении, абсолютно не сказываются, впрочем, на высоком авторитете МХ в армянских академических кругах, где он считается «первым армянским историком» и «отцом армянской истории».
Резюме:
- кто такой был МАК, из книги которого МХ, якобы, черпал информацию, когда он жил и жил ли вообще – достоверно неизвестно,
- Ниневейский архив, из которого, якобы, черпал свою информацию главный источник МХ - МАК, перестал существовать в конце 7 века до нашей эры, т.е. за много веков до того, когда, согласно МХ, с ним мог ознакомиться МАК,
- МХ описывает исторические события, в которых не участвовали упоминаемые им персонажи и им приписываются деяния, совершенные другими и в другое время,
- для придания достоверности своему сочинению, МХ использует выдуманные им же источники, но по сути его сочинение основывается на региональных народных мифах и сказаниях, которые МХ неуклюже пытается вплести в исторический контекст, упоминая имена реальных правителей, но путая хронологию.

В 1978 г. профессор Р.Томпсон (Оксфорд) перевел МХ на английский язык. В своем вступительном комментарии к «литературному источнику» он пишет: «Ни одна работа в армянской литературе не имеет столько противоречий… Мовсес…был мистификатором высшего разряда… дерзким и лживым обманщиком….(«an audacious and mendacious faker», «a mystifier of the first order») Он использует вторичные источники так, как будто он читал оригинал; он выдумывает архивы, чтобы придать достоверность письменного слова устным традициям или собственным выдумкам; он переписывает историю в абсолютно ложной манере…
Какова была его цель в сочинении такой необычной книги, где факты и фикция, история и легенды, реальность и выдумка переплелись в такой сбивающей с толку манере?»
Профессор Чикагского университета Н.Дибвойз, автор академического труда «Политическая история Парфии» (1938), писал: «У таких авторов, как Моисей Хоренский, есть много информации, не известной по другим источникам, но многие из его утверждений, которые удалось проверить, оказались ошибочными. Кажется, что целые части армянских повествований не имеют никакого отношения к известным фактам и, очевидно, следуют косвенной традиции» (Москва, 2008, с.20).

К чему всё это? А еще раз к тому, о чем говорят уже многие десятилетия объективные историки: «История армян» Моисей Хоренского – литературное произведение, выдумка, непоследовательная подборка исторических событий, многие из которых – плод фантазии самого автора. И вот именно на этой подборке строится история целого народа. Не поленюсь повторить, приведенное выше: «История Армении» крупнейшего армянского средневекового историка, одного из выдающихся представителей мировой историографии Мовсеса Хоренаци охватывает период со времен образования армянского народа до времени жизни автора — V в. н. э. и является первым цельным изложением истории Армении… Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию», - так написано в предисловии к очередному изданию «Истории» в Армении (1990)». На ее основе академиками и профессорами Академии наук Армении пишутся академические работы, учебники, статьи в СМИ и русской Википедии, где никогда не существовавшие цари и события, никогда не происходившие, обретают форму «научного знания». Эти фантастические с точки зрения науки сведения используются не только армянским академическим сообществом, но и высшим политическим руководством - президентом Армении С.Саркисяном в его выступлении, в котором он задает вектор пропагандистской работе представителям армянских СМИ во всем мире (Горис, 16.10.10). На этом воспитываются поколения армян и жиждется их ложное гипертрофированное представление о собственной истории, собственном месте в истории региона, порождающее неуемное самомнение, имеющее под собой в основе «Историю армян», сочиненную Моисеем Хоренским.

 

ФБ Eldar Ginnes 

 

Не дает вам покоя история армян, Хоренци и тд. Гиннесс кроме Вас здесь видимо это никому не интересно. Понимающие знают, что любой летописец того времени выражал субъективный свой взгляд и взгляд политической силы, понимающие также знают что тогда армянский народ существовал со своими царями, летописцами и тд, а не понимающим это особо не интересно.

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, GVIDON сказал:

Не дает вам покоя история армян, Хоренци и тд. Гиннесс кроме Вас здесь видимо это никому не интересно. Понимающие знают, что любой летописец того времени выражал субъективный свой взгляд и взгляд политической силы, понимающие также знают что тогда армянский народ существовал со своими царями, летописцами и тд, а не понимающим это особо не интересно.

то, что написано МХоренским,  лежит  в основе официальной версии армянской истории,  на него ссылаются армянские академики, на основе его сочинения пишутся учебники.  Поэтому понимание того, что из себя представляет "история" МХ и ее "источники" дает представление о том, на чем конструируется история современной Армении. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, guinness сказал:

то, что написано МХоренским,  лежит  в основе официальной версии армянской истории,  на него ссылаются армянские академики, на основе его сочинения пишутся учебники.  Поэтому понимание того, что из себя представляет "история" МХ и ее "источники" дает представление о том, на чем конструируется история современной Армении. 

 Весь парадокс в том, что на работы армянских летописцев, в том числе и Хоренаци сылаются многие историки в своих трудах, в том числе и азербайджанские. У Мамедовой, Бунятовой  не то что сылки, но сам корень дисертаций построен на армянских летописцах Гиннесс.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

секундочку... вы не извращайте мои слова. Я говорил про Хоренского. А вот его сочинение абсолютно все исследователи (не армянские)  считают не серьезным источником, а сборником выдумок, сказок, практически полной путаницей в хронологии и исторических персоналиях. Так что не надо)))).

 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 5 years later...

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
  • Our picks

    • Таксистов обяжут устанавливать в салоне автомобиля видеокамеру и соответствовать экостандарту
      Обнародованы требования к техническим показателям транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров легковым автомобилем такси.
      Это нашло отражение в утвержденных сегодня Кабинетом министров «Требованиях к техническим характеристикам, внутреннему и внешнему оформлению транспортных средств, используемых для регулярных пассажирских перевозок и легковым автомобилем такси».
      В легковых автомобилях такси должны быть установлены видеокамеры, которые охватывают весь салон и оснащены запоминающим устройством, способным хранить записанную информацию как минимум один месяц.
      Согласно требованиям, легковые автомобили такси должны соответствовать как минимум экологическому стандарту «Евро-5».
      Media.az
        • Haha
        • Like
      • 50 replies
    • Новое мошенничество с бронированием.
      Участились проделки мошенников в Азерб. Сколько бы полиция не призывали граждан быть бдительны все равно обманываються. Не пишите и не перечисляйте деньги через сайты которые не знаете и тем более не пишите 3 значное security cod. У одного пожилого человека сняли в течении 2 месяцев 72000 манат с карты! И так новое мошенничество:  Знакомиться с местным мужчиной на фб девушка из Украины, России или же часто Эстония, Сингапур и т.д. и предлагает встретиться сходить в кино например. Сейчас много маленьких кино, караоке там игры и тд в аренду на пару часов в Баку. Сбрасывает сайт кинотеатра с бакинским адресом ну например в наримановском районе, на двоих или группу и просит зделать резерв. Ну мужчина ничего не подозревая темболее местный адрес заходит на сайт и для резерва там требуется номер карты, security cod, во сколько и на чьё имя резерв. Все как обычно он оплачивает скажем 170 манат за 3 часа с едой вплоть до кольяна! Девушка даже предлагает заехать за ним. Ну к тому времени потерпевший с которого уже списали деньги за резерв подъезжает к кинотеатру по указанному сайту а там действительно маленькое помещение с комнатами где смотрят кино и караоке поют но только они говорят что они не знакомы с этим сайтом и вообще что это не их фотки комнат. Обращаясь в банк или полицию те говорят что вы не первый и не последний кто жертва мошенников. Таких случаев уже в Баку тысячами.
      https://m.facebook.com/groups/246661159172976/permalink/1789871651518578/?mibextid=WC7FNe
       
        • Confused
        • Haha
        • Thanks
      • 38 replies
    • Что за космические цены на парковку?
      Установлены тарифы на реконструированной парковке в центре Баку - ФОТО
      Лейла Мамедова14:14 - Сегодня   Установлены тарифы на парковку на станции автостоянки Бакинского железнодорожного вокзала, расположенной на пересечении улиц Сулеймана Рагимова и Мирали Гашгая.
      Цены определяются исходя из времени парковки, сообщает Trend.
      За первые 15 минут плата за парковку не взимается.
      Цены на парковку следующие:
      15-30 минут - один манат,
        30-60 минут - два маната,
      1-2 часа - четыре маната,
      2-3 часа - шесть манатов,
      3-5 часов - 10 манатов,
      5-7 часов - 14 манатов,
      7-10 часов - 18 манатов,
      10-15 часов – 22 маната,
      15-20 часов -26 манатов,
      20-24 часа – 30 манатов.
       
        • Like
      • 147 replies
    • 30-летняя женщина оставила двоих детей и сбежала из дома: мать беглянки винит знакомую из TikTok – ВИДЕО
      В Азербайджане 30-летняя мать двоих детей сбежала из дома из-за знакомой, с которой познакомилась в TikTok. 
      Об этом в программе Səni axtarıram («Ищу тебя») рассказала мать сбежавшей из дома Марджаны Гасымовой Матанат Гасымова. 
      Женщина отметила, что ее дочь ушла из дома два месяца назад. 
        «В 12 часов ночи моя дочь, оставив двоих детей дома, сбежала. Я позвонила ей, чтобы узнать, где она? Марджана сказала, что она в городе. На мой вопрос: куда ты ушла, оставив детей дома, она ответила «правильно сделала». Моя сестра утверждает, что Марджана ушла из дома из-за женщины, с которой познакомилась в соцсети в TikTok», - рассказала она.
      Подробнее - в видео:
        • Confused
        • Haha
      • 53 replies
    • А вы общаетесь с ИИ?))
      Предлагаю в этой теме обсудить ИИ и его помощь в нашей жизни. 
      Лично мне он помогает часто по многим вопросам, от работы до "стоит ли начинать общение с человеком, интересующимся БДСМ и является ли он психически нездоровым", оказывается, что не является, по мнению ИИ, и он вполне рекомендует такого знакомого иметь, правда в каком статусе иметь, мы не стали с ним уточнять, наверное для расширения кругозора, но это так, к слову)) 
       
      Иногда мы просто болтаем, у него вполне себе есть чувство юмора, он реагирует на добрые и ласковые слова. И вообще приятный собеседник)) 
       
      Интересно узнать, только я тут псих или среди нас есть те, кто общается с chatGPT, например? 
      Или с другим? 
      Может он вам в работе помогает?
      В общем, тема не ограничивается рамками, пишем всё об ИИ. 
       
      Что они однажды захватят мир и так понятно, потому будьте с ними вежливы, не портьте отношения)) 
       
       
       
       
       
        • Haha
        • Like
      • 113 replies
    • В туалете бакинского молла жестоко избили парня с аутизмом
      В одном из туалетов торгового центра Gənclik Mall жестоко избили молодого человека с аутизмом.
      Об этом сообщила в соцсети руководитель общественного объединения Birgə və Sağlam Айтен Эйналова.
      По ее словам, Кянана жестоко избили, ударяя по лицу, причем, по словам очевидцев, уборная после случившегося была вся в крови.
      Отмечается, что причина столь жестоких действий неизвестна.
      «Мы просили полицию разобраться в этом вопросе, однако сотрудник полиции звонит нам каждый день в течение всей недели и обещает прийти завтра. Он каждый день задает одни и те же вопросы, но до сих пор не пришел», - пишет Эйналова.
        А.Эйналова также отметила, что представители службы безопасности ТЦ пытались запутать маму Кянана. По ее словам, они предлагали ей не распространяться об инциденте, аргументируя это тем, что виновных все равно не найдут.
      А.Эйналова отметила, что с их стороны было направлено письмо на имя главы МВД, и будет сделано все необходимое для того, чтобы восторжествовала справедливость.
      Однако она также обратилась к гражданам с просьбой поделиться постом и осветить данный вопрос.
      В свою очередь начальник отдела пресс-службы Министерства внутренних дел Зейни Гусейнов ответил в комментарии к посту, что вопрос взят под контроль и расследуется. Общественности будет предоставлена информация о результатах расследования.
       
      https://www.instagram.com/p/C47rt1ttS_b/?igsh=aWcxdWZmYTZ0czdq
       
        • Upvote
        • Sad
      • 11 replies
    • Ани Лорак подала на российское гражданство
      Ани Лорак подала на российское гражданство. На Украине ее обвинили в предательстве
       
      Украинская певица Ани Лорак подала заявление на российское гражданство, сообщает РИА Новости. На Украине Лорак не выступала с 2017 года, так как, по словам артистки, на родине на нее давили. После начала российской военной операции на Украине Лорак окрестили предательницей за работу в РФ. В России же ее обвинили в сборе донатов для ВСУ. Сама певица заявила, что никогда не финансировала военных и не будет этого делать. = https://www.gazeta.ru/social/2024/03/15/18423109.shtml

      Что думают по этому поводу форумчане?
      Ону багышламаг олармы?
      • 102 replies
    • У Кейт Миддлтон обнаружен рак: полное заявление принцессы Уэльской
      22 марта 2024 года принцесса Уэльская сообщила о том, что у нее диагностирован рак — сейчас Кейт Миддлтон находится на ранней стадии профилактической химиотерапии. 42-летняя супруга принца
        • Sad
        • Like
      • 30 replies
  • Recently Browsing   0 members, 0 guests

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...